Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Прежде чем в трех регионах приступят к реализации проекта, эксперты на конкурсной основе разрабатывают рекомендации по созданию региональных программ реструктуризации. Конкурс выиграл ярославский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической подготовки населения «Ресурс».
А согласятся ли, например, самарцы, чтобы ярославцы учили их реструктурировать?

Татьяна ТРОФИМОВА, руководитель отдела проекта «Реформа системы образования» НФПК:

«Мы не описываем опыт, а разрабатываем модели и подходы»

«Действительно, описанием опыта одного российского региона трудно автоматически воспользоваться в другом регионе. Поэтому мы не описываем опыт, а разрабатываем модели и подходы. Эта работа начинается с анализа экономического положения в регионе и ресурсного обеспечения сети, а заканчиваем мониторингом социальных проблем реструктуризации. Дальше пойдет совместная работа со специалистами из региона. Руководители образования еще не привыкли осознавать, как система образования связана с общим социально-экономическим контекстом развития региона. Поэтому наш проект предусматривает переподготовку руководителей органов управления образованием. В целом, я надеюсь, два проекта реструктуризации смогут успешно взаимодействовать. Материалы, полученные в ходе федерального эксперимента, вписываются в наш проект. В дальнейшем мы положим все наработки на стол в Министерстве образования и науки: оно сможет продолжить эту работу. Хочу отметить, что процесс реструктуризации – не разовое мероприятие, он не имеет явных временных границ. А вот его эффективность может варьироваться время от времени в зависимости от внешних условий, например от демографической ситуации. Поэтому, в некоторых регионах уже перешли на ежегодное утверждение и обновление программы реструктуризации».


Готовясь к запуску нового проекта, эксперты НФПК составили отчет под названием «Разработка рекомендаций по созданию региональных программ реструктуризации сети учреждений общего образования».
Владимир Бацын, бывший зам. начальника Управления региональной образовательной политики и инспектирования Министерства образования РФ, проанализировал этот документ и высказался о некоторых его положениях:

«Давайте сначала договоримся о терминах»

«Как известно, в научном сообществе принято: прежде чем приступать к обсуждению какого-либо вопроса, договариваться о терминах. Дело в том, что понятие «сеть», традиционно применяемое для обозначения территориального размещения учреждений образования, и такое же по внешнему виду и звучанию понятие «сеть», используемое в современных теориях управления, – два совершенно различных понятия. Авторы исследования, поддавшись магии слов, исходят из полной тождественности обеих сетей, хотя и по генезису, и по способу функционирования нет ничего более далекого друг от друга, чем эти два феномена.
Действительно, несмотря на почти вековое бытование в нормативных документах выражения «школьная сеть», реально наши школы никакую сеть в современном управленческом смысле не составляют. В управлении речь идет о принципиальной независимости членов сети от какого бы то ни было вышестоящего органа управления (классический пример – сеть Интернет). Совершенно очевидно, что этому требованию наши государственные школы не отвечают.
По своему генезису общеобразовательные школы суть учреждения самодостаточные и не нуждающиеся ни в каком горизонтальном (сетевом) взаимодействии. И реальное превращение их в полноценные элементы сети невозможно без кардинальной модификации всей системы образования (в том числе и системы управления образованием) на совершенно иных, чем ныне, основаниях.
…Введение профилизации старших классов, определение содержания профильных предметов в большинстве случаев не есть результат творческой самодеятельности школ. И будь в стране иная геодемографическая и финансовая ситуация, никому и в голову не пришло бы создавать подобную «сетевую» межшкольную «производственную кооперацию». Строго говоря, не школы, а система образования, испытывая многочисленные дефициты (кадровый, финансовый и др.), вынуждена заставлять подведомственные учреждения вступать в «сетевое взаимодействие», в которое сами они никогда бы не вступили (как и не вступали за всю историю отечественного общего образования).
Есть основания считать, что предлагаемая в отчете проектная методология, эклектически применяющая управленческое понятие сети для описания существующей «школьной сети», окажется неприменимой (неэффективной) для практики, имеющей дело с совершенно иной реальностью».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru