Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45 
 

Елена КУЦЕНКО

Здоровый образ школьной жизни

Повышение квалификации на европейском уровне – станет ли оно доступным для российских учителей?

В феврале прошла итоговая конференция международного проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». Название на первый взгляд скучноватое: навевает мысли о физкультминутках и тематических классных часах раз в месяц. Казалось бы, тема может заинтересовать лишь учителей физкультуры и ОБЖ. Однако вклад – положительный или отрицательный – в здоровье школьника вносят все, кто влияет на его жизнь: родители, сверстники, медики, учителя всех дисциплин. Проект, осуществленный в России по инициативе и при активной поддержке Евросоюза, был рассчитан на всех специалистов, работающих с детьми. А под здоровым образом жизни в развитых странах давно уже понимают не только то, что нужно есть овощи и чистить зубы. В условия здорового образа жизни ребенка и учителя помимо привычных нам «медицинских» факторов входят чувство собственного достоинства, ощущение безопасности, ситуация успеха, интерактивные формы обучения. Об этом говорили на конференции участники проекта – и организаторы, и педагоги, приехавшие из Москвы и Московской области, Псковской области, Татарстана, Чувашии и Ростовской области. Именно в этих регионах в течение почти двух лет разворачивался проект. Нас заинтересовала нетрадиционная для России технология подготовки учителей: ведь за столь короткий период обучение прошли две тысячи специалистов. И не просто прослушали курсы, но и загорелись идеей, самостоятельно разрабатывали внедрение новой технологии в своих школах и даже после закрытия проекта собираются продолжать работу в этом направлении, хотели бы обучать своих коллег из других школ.

Кто не знает о том, что абсолютно здоровых детей в школах можно по пальцам пересчитать, уровень насилия в школе и за ее пределами возрастает, учителям все труднее находить общий язык с ребятами? Причин тому много: от падения уровня жизни и непрерывной демонстрации насилия в фильмах, новостях, компьютерных играх до устаревших методов преподавания и неудобных школьных помещений.
Школа не может нейтрализовать все отрицательные факторы, но многое ей по силам. Говоря о здоровье, современные специалисты имеют в виду не только отсутствие физических болезней, но и психоэмоциональную и социальную нормы. То есть, чтобы быть здоровым, человек должен жить в условиях, позволяющих сохранять и развивать свои физические и психологические качества. В эти условия входит многое: и сбалансированное питание, и оптимальные физические нагрузки, и отсутствие вредных привычек. Но помимо этого здоровый образ жизни предполагает благоприятный эмоциональный климат в школе; сотрудничество между учителем и учеником на уроке, возможность для каждого взрослого и ребенка внести желательные изменения в уклад школы. Другими словами, все обитатели школы должны научиться бережно, доброжелательно и разумно относиться к себе и окружающим.
Звучит заманчиво, но можно ли этого добиться? Практика показывает, что да, можно. Если грамотно руководить осуществлением проекта. Если скрупулезно учитывать местные особенности, ресурсы, риски. Если демонстрировать учителям новый стиль отношений, а не только читать о нем лекции.

Расставание с иллюзией

Как же было организовано столь широкое повышение квалификации учителей и управленцев?
Сначала организаторы, в числе которых были специалисты из Финляндии, Германии, Латвии, выбрали шесть пилотных регионов, наиболее характерных для России по индексу человеческого потенциала. В каждом из них из сотни просмотренных учебных заведений было выбрано по пять – самых открытых, инициативных, готовых к сотрудничеству всей командой, включая персонал и медработников. Еще одним условием было неучастие ни в каких других проектах. После этого было организовано обучение работников районных управлений образования и администрации образовательных учреждений, чтобы представляли себе суть проекта и посильно помогали в будущем пилотным школам.
Кроме того, в каждом регионе из числа психологов и учителей были выбраны будущие тренеры. Они прошли интенсивное обучение в Москве и Финляндии.
Для того чтобы координировать продвижение проекта, в каждом регионе был создан центр. Центры организовали обучение во всех пилотных школах по очереди: туда приезжали тренеры и проводили тренинги. Наверное, это тоже облегчает обучение – то, что тренер сам только что прошел через тренинг и очень хорошо представляет себе проблемы и неуверенность педагога со стажем, стереотипы которого рушатся. Нелегко ведь признать, что методы, которыми пользовался годы, не всегда эффективны, а учебный материал на самом деле усваивается детьми не так хорошо, как хотелось бы. Для этого учителю нужно на себе ощутить, как чувствует себя ученик на традиционном уроке; научиться выслушивать коллег по поводу своей деятельности и самому анализировать работу другого учителя; организовывать рефлексию и обратную связь с детьми.
Тренинг помогает избавиться от иллюзий, что обучение – это прочитал-повторил. А потом дает возможность попробовать на себе эффективность новых методов работы. Именно поэтому вступительная часть тренинга длится не более десяти минут, а учителя, приготовившиеся по традиции конспектировать, откладывают тетради и включаются в групповые упражнения. Групповые потому, что, во-первых, это работает на сплочение школьной команды, а во-вторых, дает учителю представление, насколько эффективен и интересен метод групповой работы учеников на уроке. И это совсем не то же самое, что прочитать о преимуществах групповой работы в дидактическом пособии.

Самое трудное

Даже многочасовое занятие не позволяет освободиться от стереотипа и адекватно использовать вновь освоенные методы. Это проявляется на следующем этапе, когда учителя, прошедшие тренинг, изучают опыт других участников проекта, создают на основе чужих моделей свои. У всех пилотных школ они разные, каждая выбрала внутри проекта наиболее перспективное для себя направление: одна команда сочла наиболее актуальным противодействие насилию, другая исследует особенности обучения здоровью в небольшой сельской школе и т.д.
Тут каждый учитель использует навыки, приобретенные на тренинге, причем действует не по кем-то написанному плану, а руководствуется своим новым пониманием того, что же такое образование. Дает уроки, приглашает коллег, обсуждает с ними, получается ли работать по-новому. В каждую школу приезжает курирующий ее тренер, он тоже смотрит открытые уроки, обсуждает их с учителями. «Это самый трудный этап, – поясняет тренер Казанского центра Николай Тутышкин. – Из привычной колеи учителю выскочить нелегко. Сотрудничество на уроке не рождается лишь за счет новых методов преподавания. Их ведь можно использовать и формально». Требуется долгая, кропотливая работа самого учителя, всей школьной команды, тренера, чтобы уроки качественно изменились: стали эффективными, развивающими, комфортными и для учеников, и для учителя.
Очень важно, что при выборе модели школам было предложено проанализировать свои потребности и возможности. Чтобы, с одной стороны, не ставить нереальных целей, с другой – максимально использовать все школьные ресурсы. Была тщательно продумана организация продвижения проекта. Помимо педагогов обучение прошли медработники и персонал школ. Для координации работы внутри школы были организованы школьные комитеты здоровья. А для взаимодействия с организациями за пределами школы – общественно-консультативные комитеты.

Проект закончен. Что дальше?

Результаты осуществления проекта представлены в виде отчетов, таблиц, сравнивающих уровень заболеваемости, усвоения материала, комфортности в пилотных и контрольных школах. Но о результатах можно судить и по тому, как рассказывают о своем участии в проекте учителя и дети, приехавшие на конференцию. Все говорили, как изменилось качество их жизни за последние два года. Учителя в первую очередь отмечают, что стали гораздо более свободными, раскованными в общении с коллегами, в классе, в семье. Участники проекта ездили на конференции, в летние школы, что доступно далеко не каждому педагогу районной, да и столичной школы; каждая пилотная школа получила по две библиотечки, оргтехнику, раздаточные материалы, спортинвентарь. А педагоги добавляли, что такого повышения квалификации можно только пожелать и всем остальным. Пожелать-то можно…
Итак, тысячи учителей из пяти регионов России прошли качественное повышение квалификации на европейском уровне. Будет ли востребован их опыт, во-первых, для обучения других педагогов в этом направлении и, во-вторых, для использования эффективного алгоритма повышения квалификации учителей? Софья Селегненко, координатор проекта в Псковской области, например, планирует предложить Псковскому институту повышения квалификации систему курсов в области обучения здоровью. В ней должно быть несколько уровней: обучение преподавателей института, преобразование пилотных школ в научно-методические центры для дальнейшей инновационной деятельности и обучения педагогов близлежащих школ и, наконец, работа с методическими объединениями здоровья в каждой школе.
Координатор Московского центра обучения здоровью Наталья Романченко готова взяться за разработку курсов повышения квалификации учителей для своего региона.
Все пилотные школы и все тренеры, принимавшие участие в проекте, хотели бы продолжать работу, обучать педагогов из других школ тому, что освоили сами.
Получится ли у них поделиться своим опытом с коллегами?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru