Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
“ОСКАР”–2005

Малышка посылает в нокаут бесстрашного пилота
Итоги 77-й церемонии вручения самой престижной кинопремии

КЛИНТ ИСТВУДНостальгия и любовь к своему великому искусству определили тон нынешней церемонии присуждения премий Американской академии киноискусства «Оскар». Хотя она разочаровала многих поклонников Мартина Скорсезе, в очередной раз упустившего из рук золотой тотем своего племени. Недаром древние мудрецы обожествляли число. Каждый раз поражаешься, какими неожиданными путями, вобрав в себя личные интриги и клубные интересы, большие числа восстанавливают или, точнее, устанавливают справедливость, служа своему непреложному закону.
Справедливость, правда, категория нехудожественная. Поэтому, может быть, настоящее художественное движение в искусстве кино вновь зависит от гениев, рождающихся и творящих независимо от того, что «носят» сегодня передовые киноиндустрии.
Разочарован оказался не один Скорсезе. Только оригинальный сценарий Чарли Кауфмана, сценариста фильмов «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Признания опасного человека», в соавторстве с Мишелем Гондри и Пьером Бисмутом был признан лучшим в фильме «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри.
Сценарий действительно хорош: узнав, что возлюбленная не просто бросила его, но и стерла самую память о нем из своего мозга, герой решает ответить ей тем же, но там, в виртуальном мире неотвратимо стираемых образов их общих воспоминаний, он вместе с ней начинает искать недоступные для «стиральщиков» закоулки собственного сознания, куда бы герои могли укрыть свою память о любви.
Ситуация напоминает борьбу за «Оскар» 2001 года, когда пресса уже заранее «отдала» Расселу Кроу, в героях которого до того менее всего ценился интеллект, награду за роль математика-шизофреника – cилой любви он удерживает на расстоянии созданные болезнью галлюцинации в фильме «Игры разума» Рона Ховарда – и просчиталась. Схожи не только названия. «Вечное сияние чистого разума» тоже построено на неожиданном использовании амплуа актера-комика Джима Керри. Он почти полностью отказывается от своей виртуозной пластики и мимики, чтобы осуществить мечту любого комика и сыграть драматическую роль интеллектуала, бросившего вызов всесильному мозгу машины. Если даже не обращать внимания на сходство посланий в этих двух фильмах, остается главное сходство – гуманистическая надежда, что любящее сердце способно обуздать разрушительные игры всемогущего разума, будь то ум человека или машины. Но не наградили.
А за много обещавшую – семь номинаций, включая «лучший фильм», – картину Марка Форстера «Волшебная страна» наградили только за лучшую музыку польского композитора Яна Качмарека. При том что главную роль – писателя Джеймса Мэттью Барри, создателя Питера Пэна, играет любимец публики Джонни Дэпп, а его возлюбленную – Кэйт Уинслет.
Лучший иностранный фильм оказался испаноязычным: «Море внутри» испанца Алехандро Аменабара («Открой глаза», «Другие») – очередная история драматической борьбы за право на эфтаназию.
Что, казалось, могло помешать Мартину Скорсезе получить наконец свой «Оскар» за своего «Авиатора»? Все то же – чья-то история оказалась рассказанной лучше. Ведь искусство кинематографиста прежде всего в умении рассказывать истории, что признавал сам Луис Бунюэль, сюрреалист и новатор, один из самых изобретательных режиссеров в истории кино.
Лучшей же большинством голосов кинематографический народ Америки признал историю девушки, которая захотела стать настоящим мастером дела… в боксе. Само по себе такое желание уже давно перестало быть экзотичным. Женщины с удовольствием мутузят друг друга на радость публике. Но героиня фильма «Малышка на миллион долларов» – настоящая спортсменка. Она хочет стать чемпионкой в равном бою и выбрала себе в учителя не постановщика спортивных шоу, а сурового мужского тренера, легендарного в их узком боксерском кругу, не дающего скидок никому, как это и положено персонажу Клинта Иствуда-актера.
Фильм «Малышка на миллион долларов» Клинта Иствуда-режиссера собрал все главные призы – за лучший фильм, лучшую режиссуру, за лучшее исполнение главной женской роли Хилари Суонк, за лучшую вторую мужскую роль – Моргану Фримену. «Малышка» уступила золотую статуэтку только за лучшую мужскую роль Джейми Фокксу, исполнителю роли Рея Чарлза.
Дело не в том, что Джейми Фоккс похож на великого «слепого музыканта» Рея Чарлза, которого Америка и весь мир потеряли год назад, и даже не в том, что он блестяще играет эту роль, а в старой американской кинотрадиции. В России любят повторять презрительное ахматовское «они любить умеют только мертвых», подменяя презрение комплиментом, хотя давно уже известно, что мертвых у нас умеют любить еще меньше, чем живых. А вот американское кино умеет продлевать после смерти жизнь тех, кого любили, кем восхищались, кто стал частью национальной культуры. Фильм «Рей» и Джейми Фоккс продлевают жизнь Рея Чарлза. Он не играет его, не интерпретирует, не копирует, а словно продолжает его во времени.
Может быть, недостаток фильма Скорсезе в глазах американских кинематографистов и состоит в этом отличии. Понятно, что нельзя найти другую Аву Гарднер, но и назначать Авой Гарднер милую, приятную во всех отношениях актрису, чья красота напрочь лишена экзотического и небезопасного сияния «роковой женщины», которой Ава Гарднер была не только на экране, – ошибка. Это вносит сомнение в достоверность главного героя «Авиатора». Даже Кейт Бланшетт, играющая роль Кэтрин Хэпберн почти безупречно, является тем не менее прямой противоположностью Джейми Фокксу, потому что для того, чтобы быть безупречной Кэтрин Хэпберн, она вынуждена всего лишь копировать ее. А кино безжалостно обнажает имитацию.
Хотя все эти рассуждения не исключают сожалений по поводу того, что личный подвиг режиссера Мартина Скорсезе, подвиг преодоления, подвиг отрыва от собственного режиссерского образа, не был вознагражден. Впрочем, бывали случаи, как с «Бандами Нью-Йорка», когда он был представлен по тем же одиннадцати номинациям, но не прошел ни по одной. Тогда как «Авиатор» получил призы – за лучшую актрису второго плана Кейт Бланшетт, сыгравшую в фильме Кэтрин Хэпберн, которая в свою очередь получала «Оскар» четырежды, и еще четыре весьма немаловажных приза, но не главных. Да и само оформление церемонии этого года было своего рода призом, потому что явно было инспирировано декорациями и размахом «Авиатора» и даже модой его времени.
Это обеспечивает, заметим попутно, связь между поколениями. И это очень серьезный и весомый элемент американской кинематографической культуры. Американский кинематограф продолжает писать историю Америки. И в этой истории, в этой летописи свое место есть и у великого музыканта, и у отчаянной девушки-боксера, и у «первого пилота» Америки Ховарда Хьюза, не признававшего пределов скорости и человеческих усилий. Вот и Клинт Иствуд вовсе не собирается почивать на лаврах, а уже работает над новым фильмом-героикой из истории Второй мировой войны по роману Джеймса Брэдли «Знамена наших отцов: герои Иво Джима».
Ежегодный итог по поводу церемонии присуждения «Оскаров» – американцы не снимают ни авторского, ни авангардного, ни коммерческого кино, они не совершенствуют методы, не ищут самовыражения. Они размышляют, обмениваются опытом, делятся сокровенным, они просто живут и делают это посредством самого американского из искусств – кинематографа.

Латавра ДУЛИРАДЗЕ,
Тамара ДУЛИРАДЗЕ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru