Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

«Эти дети никому не нужны»
Под угрозой закрытия уникальная школа при отделении реабилитации НИИ детской онкологии и гематологии
Онкологического научного центра РАН

О зрелости общества можно судить по его отношению к людям, попавшим в беду. Когда инвалид или тяжело больной человек воспринимается как существо неполноценное – это свидетельствует о душевном нездоровье нации.
В России, конечно, есть государственные программы поддержки инвалидов, работают всевозможные центры реабилитации и помощи. Но в большинстве своем люди еще не готовы адекватно и по-человечески относиться к тем, кому плохо. И естественно, самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети.

В одной из палат детского отделения Московской областной онкологической больницы лежит молодая мама с грудной девочкой. У малышки обнаружили злокачественную опухоль. Маму с ребенком никто не навещает. Узнав о диагнозе, родственники от них буквально отказались. Из страха «заразиться раком».
Таких историй врачи-онкологи могут рассказать множество. Рак воспринимается обществом не только как приговор, но и как клеймо. Человека со страшным диагнозом начинают чураться, будто прокаженного. Родители запрещают своим детям общаться с больным одноклассником. Некоторые даже звонят в школы, требуя, чтобы его не пускали на уроки. Сами здоровые дети со свойственной этому возрасту жестокостью ведут себя ничуть не лучше.
Рак уже давно перестал быть неизлечимой болезнью. В большинстве случаев после интенсивной терапии и операций ребенок физически может вернуться к нормальной жизни. Точнее, мог бы. Но удается это немногим.
Мамы, ухаживавшие за больным ребенком, в 90% случаев уже не могут вернуться на работу, а дети в школу. Во-первых, за время болезни они сильно отстают в учебе. Во-вторых, вынужденная изоляция в четырех стенах больничной палаты приводит к потере так называемых социальных навыков. Этим детям сложно общаться в коллективе.
«Раньше ребенок, которому ставили диагноз “рак”, воспринимался как обреченный человек, – говорит заведующая детским отделением НИИ детской онкологии Светлана Варфоломеева. – Ребенок переставал развиваться, об учебе никакой речи не было. Теперь все по-другому, а отношение остается прежним. Ребенок выздоравливает и должен возвращаться в нормальную жизнь. А как это сделать, если он полностью выпал из социальной сферы?»
Чем успешнее медицина борется с болезнью, тем важнее становятся проблемы социально-психологического характера. Чтобы помочь детям, врачи разработали программу ранней реабилитации. В 2000 году в рамках этой программы при отделении реабилитации детского онкологического центра открылась специальная школа.
Здесь ребята наверстывали упущенное в школе, а главное – заново учились учиться, общаться и радоваться жизни. С детьми занимались психологи и психотерапевты. При школе работало несколько мастерских: керамическая, ткацкая, театральная, студия художественной фотографии.
«Арт-терапия помогает ребенку вновь почувствовать себя успешным, – говорит заведующий отделением реабилитации Института детской онкологии и гематологии доктор медицинских наук Григорий Цейтлин. – Ребенок что-то делает своими руками и видит результат, видит, что у него что-то получилось, начинает снова верить в себя».
Осенью 2004 года отделение реабилитации, а вместе с ним и школу закрыли на ремонт. Дело, конечно, хорошее: здание старое, и в нем постоянно то протекала крыша, то осыпалась побелка. Но у врачей есть основания предполагать, что ремонт лишь формальный повод для закрытия отделения.
История эта достаточно темная. Земля в подмосковных Липках, где находится отделение, очень дорогая. Раньше здесь находились госдачи ЦК КПСС. Сейчас на бывшую усадьбу и парк вокруг нее тоже много претендентов. Детский реабилитационный центр доходов никаких, конечно, не приносит. А вот если продать участок…
«Самое сложное, что закрыть отделение хочет наш непосредственный начальник – директор детского онкологического центра, – рассказывает Григорий Цейтлин. – И тогда эти дети останутся без реабилитации. Ведь они никому не нужны. Их выталкивают школы, никто не хочет иметь с ними дела, взрослые бросают их на произвол судьбы».
По данным статистики, в США среди людей до 30 лет один человек из восьми – это бывший пациент онкологической больницы, полностью вылеченный и ничем не отличающийся по социальному статусу от своих здоровых сверстников. С теми успехами, которых достигла отечественная медицина, уже через несколько лет в России будет примерно такое же соотношение. Но только в плане физического здоровья.
«Поскольку реабилитацией раковых больных сейчас практически никто не занимается, – говорит Светлана Варфоломеева, – нас ждет настоящая социальная катастрофа. Представьте себе: каждый восьмой человек – социально дезадаптированный, недоучившийся, не имеющий профессии…»
Маленькие пациенты со страшным диагнозом очень хотят учиться. Многие берут с собой в больницу книжки и учебники. И в промежутках между сеансами химиотерапии решают уравнения и читают сказки.
«У нас двоюродный брат в этом году в школу пошел, – рассказывает мама семилетнего Димы, который лечится уже третий год. – Приносит, показывает тетради, прописи. И Димка так ему завидует, так мечтает о школе. Он у нас самоучка, мы с ним в больнице читать научились. Ведь эти дети – они даже одареннее, чем обычные. Потому что у нас больше времени на книжки. Мы же не можем пойти гулять, к друзьям, в секцию…»
Пока реабилитационное отделение и школа в Липках закрыты на бессрочный ремонт, врачи своими силами пытаются сохранить уникальные методики ранней социально-психологической реабилитации. «Главное, – говорит Светлана Варфоломеева, – это внушить детям и родителям, что жизнь не закончилась, что надо продолжать учиться. Болезнь тяжелая, но мы в состоянии ее вылечить, поэтому бояться и терять надежду нельзя. Нельзя опускать руки».
Детское отделение областной онкологической больницы на самом деле не похоже на наше традиционное представление о раковом корпусе. Здесь нет той давящей атмосферы безнадежности и отчаяния. Ребята строят планы, старшие готовятся к поступлению в вуз, маленькие мечтают о том, как после выздоровления вернутся в родную школу. А врачи помимо исполнения своих профессиональных обязанностей работают за психологов и социальных педагогов, дают юридические консультации родителям, у которых возникают проблемы на работе, и просто помогают добрым словом. Вот на этой доброте все и держится. Пока держится.

Наталья КЛЮЧАРЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru