Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N82 
 

Елена КАРТАШОВА

Информационная система учебного книгоиздания: case study

Руководитель компонента “Учебное книгоиздание”  Инновационного проекта развития образования (ИПРО) Каринэ Бутягина и директор Головного информационного центра учебного книгоиздания Александр Медведев

Руководитель компонента “Учебное книгоиздание” Инновационного проекта развития образования (ИПРО) Каринэ Бутягина
и директор Головного информационного центра учебного книгоиздания Александр Медведев

Программа «Информационная система учебного книгоиздания» – ведущая программа компонента ИПРО «Учебное книгоиздание» была задумана в 1996 г. и стала одним из первых образовательных проектов Международного банка реконструкции и развития в регионе Европы и Центральной Азии. По словам руководителя проекта ИПРО МБРР Исака Фрумина, в середине 1990-х годов рынок учебных изданий находился в стадии становления, и еще не было привычки к выбору учебных изданий. В данный проект была заложена идея Ф. фон Хайека о том, что рынок – это информационная система, в рамках которой действуют потребители и поставщики товаров и услуг. Развернутые каналы информации помогут повысить качество товара на рынке и снизить его стоимость, таким образом, выиграют и потребители – школы, ученики, учителя, и добросовестные поставщики – издательства. В рамках данной программы были созданы базы данных по качеству образования, уровню подготовки научно-педагогических кадров, материально-техническому обеспечению и т.д. Для этого были созданы Головной информационный центр учебного книгоиздания (ГИЦ) в Москве и сеть региональных информационных центров (РИЦ) в субъектах Федерации.
Организаторы и участники программы «Информационная система учебного книгоиздания» подвели итоги и обозначили перспективы развития ГИЦ и РИЦ на семинаре, прошедшем 18–19 октября 2004 г. в НМЦ «Московский». На секции «Основные направления и перспективы развития РИЦ» опытом своей работы поделились директора наиболее эффективно работающих РИЦ.

РИЦ для руководителей образования (опыт Самары)

Руководитель Самарского РИЦ Наталья Тюрина представила на секции проект “Мониторинг учебных фондов школьных библиотек в контексте мониторинга системы образования Самарской области”. РИЦ Самарской области осуществляет на федеральном и региональном уровнях мониторинг непосредственно библиотечных фондов и системы образования в целом. Выстраивание системы мониторинга на всех уровнях в едином ключе – принципиальная позиция самарского РИЦ. ГИЦ же является федеральной составляющей этой структуры.
При мониторинге фонда библиотек сотрудники Самарского РИЦ исходят из того, что, во-первых, школьная библиотека – это образовательный ресурс, на основе которого достигаются образовательные результаты, а во-вторых, библиотека – это материально-технический ресурс, позволяющий определить достижения детей, и главным критерием результата здесь является ЕГЭ.
Самарский РИЦ выстроил очень жесткую систему списания морально устаревших книг и обновления фондов, он же отслеживает финансирование на всех уровнях этого процесса. Сейчас в Самарской области 60% фондов составляют учебники не старше четырех лет. По словам Натальи Тюриной, сейчас число учебников в фондах постоянно уменьшается. Связано это с тем, что основные поставки были проведены в 1998 году, а списанные учебники невозможно покрыть за счет регионального заказа, какие бы деньги регион ни выделял (учебник дорожает). Кроме того, затраты на покупку учебников снижаются с учетом демографической динамики.
Самарский РИЦ ведет учет и эффективно реализует даже свой “балласт” – не используемые или не выданные учебники. На сайте Самарского РИЦ есть полный банк данных по каждому образовательному учреждению и учебнику. Любой методист или библиотекарь может найти на этом сайте информацию о том, в какой школе тот или иной учебник не востребован. Учебники этой категории перемещаются в рамках муниципалитетов и округов. Причем этот обменный фонд тоже новый, его составляют учебники не старше 2001 г. А например, учебники, которые попали в регион по ошибке, безвозмездно предлагаются торговопроводящим структурам к обмену на аналогичную по стоимости партию учебников, востребованных в образовательном процессе.
В этом году Самарский РИЦ впервые провел мониторинг электронных учебников и пособий, которые поставлены на баланс школьных библиотек. Пока нет ни федеральных, ни региональных нормативов о количестве электронных учебников и пособий, обязательно используемых в образовательном учреждении. По словам Натальи Тюриной, отработку этих нормативов нужно зафиксировать как приоритетную задачу. Согласно результатам мониторинга 2004 года в Самаре совершенно нет электронных учебно-методических пособий. Эта информация вызвала много вопросов у руководителей города и инициировала процесс поставки этих изданий на баланс в образовательные учреждения, пополнение и формирование медиатек.

Также приоритетом Самарского РИЦ является отслеживание влияния учебника на образовательный результат – на результат ЕГЭ. Сотрудники РИЦ выясняют, позволяет учебник эффективно выполнять поставленные образовательные задачи или нет. Сотрудники РИЦ разработали технологию сбора информации и определения рейтинга образовательного учреждения. Сегодня РИЦ практически закончил отработку аналитических подходов в этой сфере. Результаты рейтинга публикуются в книжке “Статистика ЕГЭ Самарской области”, в СМИ, продаются через Союзпечать Самарской области.
Самарский РИЦ уделяет большое внимание пользователям вне системы образования (родителям, общественности, книготоргующим организациям, издательствам). РИЦ разрабатывает макеты сборников в рамках второго займа реформы системы образования на территориальном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения. По мнению специалистов, одна из основных проблем взаимодействия пользователя и системы образования происходит в структуре “школа – пользователь”, поскольку школа не строит собственной информационной политики.

Сегодня в области реализуется более 56 программ, направленных на повышение квалификации различных специалистов в сфере образования, в том числе и школьных библиотекарей. Однако сотрудники Самарского РИЦ убеждены, что вопрос комплектования фонда школьной библиотеки должен решать не только библиотекарь, но и руководитель образовательного учреждения. Поэтому на КПК Самарский РИЦ все чаще работает с руководителями школ, рекомендует НФПК и ИПК программы по подготовке административного корпуса.

Информация РИЦ позволяет отслеживать заказ, обеспечивает консолидацию средств на региональном и муниципальном уровнях, влияет на принятие управленческих решений, в частности на увеличение сумм в муниципальных бюджетах на приобретение учебно-методической литературы.
Самарский РИЦ помимо перечисленных проектов ведет сегодня еще целый ряд крупных программ. И все они реализуются по одной технологической схеме, в рамках единых электронных форматов.

РИЦ для учителей (опыт Новосибирска)

Новосибирский РИЦ во главе с Верой Перковой разрабатывает сразу несколько интересных проектов.
Вера Перкова – доверенное лицо губернатора, под ее руководством проходит подготовка по информационным технологиям в области. РИЦ обеспечивает поставку оборудования, инженерное сопровождение, ремонт, проведение Интернета и т.д. По федеральной программе в Новосибирской области уже поставлено компьютеров на сумму, превышающую 150 млн рублей.
В 2003 г. Новосибирский РИЦ совместно с комитетом по культуре сделал целевую областную программу “Библиотеки Новосибирской области”. РИЦ в этом проекте при активном сотрудничестве с издательством “Аванта” комплектует школьные библиотеки словарями, энциклопедической и художественной литературой, мультимедиа-, видео- и аудиопродуктами.
Еженедельно Новосибирский РИЦ комплектует информацию о готовящихся образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах, новости по темам «вуз и школа», «пресса о школе», «директору» и др. и отправляет ее в школы по электронной почте.
РИЦ открыл выставочный зал, в котором собраны учебники, видеослайды, слайдпрограммы, аудиозаписи, мультимедиапродукты и т.д. В первую очередь этими материалами пользуются ИПК, методкабинеты и школы. Создан уникальный каталог всей периодики по образованию. Работают конференц-зал и серия компьютерных классов, регулярно проводятся тематические семинары с педагогами и встречи с авторами.
Новосибирский РИЦ предложил издательствам снимать их учебные семинары на видео и из наиболее интересных моментов шестичасового занятия делать часовой методический фильм на видеокассете, добавив туда выступления издателей и профессорского состава ИПК. Таким образом, обучающие семинары будут доступны значительно более широкому кругу учителей и методистов. Зная проблемы детских библиотек, сотрудники РИЦ подписали с рядом изданий соглашения о соблюдении авторских прав и начали составлять сборники лучших статей. В Интернете РИЦ их не выкладывает, но каждая сельская библиотека ежегодно получает их на компакт-диске. Таким образом, каждая библиотека Новосибирской области помимо каталога получает около 1,5–2 тысяч избранных статей по образованию. Кроме того, при поддержке РИЦ выходит информационно-педагогический журнал для учителей.
РИЦ знакомит учителей и методистов с продукцией ведущих издательств страны. Уже подготовлены имидж-проекты на CD по издательству “Вентана-Граф” и “Просвещение”. Сейчас с Новосибирским РИЦ сотрудничают многие издательства: они предоставляют аннотации своих новых книг, пособий, программ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru