Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Россия получила первые деньги из третьего займа Всемирного банка. 100 миллионов долларов будет направлено на проект “Информатизация системы образования”. Треть этих средств должно быть вложено в разработку и создание новых электронных образовательных ресурсов. Эта задача не так проста, как казалась в 2001 году, когда в России была запущена федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды” (РЕОИС). Несмотря на то, что в РЕОИС были вложены 56 миллиардов рублей, многого достигнуть не удалось. Главное – не удалось обеспечить школы современными электронными продуктами, которые отвечали бы новым требованиям к содержанию образования. О том, как не повторить ошибок прошлого, размышляют представители Всемирного банка и разработчики электронных образовательных продуктов.

Беседовала  Светлана КИРИЛЛОВА

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение»:

“В основе новшества – бумажный учебник”

Разработчики новых электронных ресурсов начинают готовиться к конкурсу, который будет объявлен НФПК

Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение»:– В январе 2005 года начинается реализация крупномасштабного проекта «Информатизация системы образования в рамках третьего займа Всемирного банка». На подготовку, согласование и доработку этого масштабного проекта, который был первоначально согласован в Вашингтоне в феврале 2001 года, ушло почти четыре года. За эти годы был реализован не менее крупномасштабный проект под названием «Развитие единой образовательной информационной среды (РЕОИС)». В него было вложено больше денег, но получено, к сожалению, гораздо меньше результатов.

– А чем эти два проекта отличаются друг от друга?
– По РЕОИС осуществлялись в основном поставки компьютерного оборудования. Было разработано также некоторое количество электронного продукта. Но техническое задание на этот электронный продукт было разработано Министерством образования и науки постфактум, когда тендер уже был объявлен. В то время мы принимали участие в одном из тендеров, и в техническом задании (это была моя любимая география) с удивлением прочитали: «Разработка всевозрастного электронного учебного пособия по конкретному предмету»! Уже смешно?.. В техническом задании не были сформулированы образовательные результаты, которые должны были быть достигнуты. Конечный потребитель тоже не указывался. Для кого предназначался продукт? Для ученика, учителя, для использования в классе, дома, вне школьной работы, для самостоятельной подготовки? Для педагога не было понятно самое главное: чем предлагаемый электронный продукт может облегчить его учительскую жизнь? Поэтому и фирмы-разработчики больше стремились к ярким внешним решениям, чем к доходчивости содержания. Они вкладывали в продукт все последние достижения компьютерной графики. Технологически, информационно это были изумительные диски. А педагогически, образовательно – непонятные. Неудивительно, что в итоге продукт оказался не очень востребован (хотя Министерство образования РФ закупало и поставляло его в школы в огромных количествах).

– На какие цели направлен новый заем?
– Первая цель: научить учителей использовать электронный продукт в учебном процессе…

– Но над этим уже несколько лет работает Федерация Интернет Образования…
– О работе ФИО я бы сказал немало добрых слов. Благодаря ей были снивелированы многие негативные моменты в информатизации российского образования. Но все-таки основная задача, которая стояла перед Федерацией Интернет Образования, – научить учителей работать в Интернете. В рамках займа Всемирного банка мы говорим о реализации более разнообразных задач. Поставлена задача создания межшкольных компьютерных центров информатизации, которые призваны обслуживать в том числе и компьютерную технику, находящуюся на территории данного муниципалитета. Кроме того, учителя должны научиться обмениваться опытом, используя самые современные цифровые технологии в учебном процессе. Третья задача, особенно важная для издательства «Просвещение», – создание электронных учебных материалов нового поколения. Нам удалось убедить руководство Всемирного банка, что на сегодняшний день разработка инновационных электронных учебников и учебно-методических комплектов представляется не всегда обоснованной. Нет, от этой идеи нельзя отказываться. Но следует помнить, что современный российский учитель был на протяжении долгих лет практически лишен повышения квалификации и переподготовки. И появление нового электронного продукта, с которым он не знаком, вызывает у него естественное отторжение. Это еще одна из причин, почему на полки легли мертвым грузом тысячи дисков, которые в прошлые годы были поставлены в школы. Поэтому в рамках нового займа Всемирного банка, надеюсь, будут созданы и апробированы инновационные электронные учебно-методические продукты, в основе которых будет лежать именно бумажный учебник. Издателям еще предстоит поломать голову над тем, какова будет концепция этого инновационного продукта, который поможет нашим школам перейти в дальнейшем на активное использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения его эффективности. Второй компонент займа Всемирного банка – разработка электронного сопровождения к действующим наиболее массовым учебно-методическим комплектам. Его задача – показать массовому учителю возможность эффективной интеграции ИКТ в знакомый для него учебник.
– Какие издательства будут заниматься этими разработками?
– Это пока неизвестно: победителей определит конкурс. Естественно, будут проводиться в первую очередь конкурсы авторской концепции: их смогут предоставлять как издательства, так и авторы – физические и юридические лица. Второе – издательства или фирмы-разработчики электронного продукта должны представлять свои концепции электронного сопровождения к действующему учебнику. Могут возникнуть интересные консорциумы и альянсы между крупнейшими издательствами и компьютерными фирмами. Но думаю, что в конце концов мы придем к тому, к чему пришли сегодня ведущие западные производители: разработка электронного продукта вернется в сферу издательского бизнеса, то есть туда, где разрабатываются современные обучающие продукты.

– Допустим, что компьютерные фирмы типа «1С», «Кирилл и Мефодий» или Республиканский мультимедиацентр смогут представить интересную концепцию нового учебника. Значит ли это, что на рынке учебной литературы появятся новые сильные игроки?
– Это значит, что на рынке могут появиться новые крупные издатели, которые будут использовать не только электронные продукты, но и бумажные составляющие. На Западе существует два решения этого вопроса. Либо издательство создает свою компьютерную фирму, либо же издательство сотрудничает с фирмой по разработке электронного продукта. Мы, например, поступили именно так. У нас есть фирма «Просвещение-медиа», которая занимается разработкой электронного продукта. Это два разных бизнеса, которые объединены общим соусом под названием «содержание образования».

– Сколько, по вашим предположениям, будет участников конкурса?
– До нескольких десятков. Сегодня в России немало серьезных фирм, которые разрабатывают электронный продукт. Некоторые известны своими электронными играми, хотя могут при желании переключиться на разработку других продуктов. Так что случайных людей на этом рынке нет. Хотя исключить появление новых участников тоже нельзя.

– Уже определены пилотные регионы, которые первыми получат новые программы?
– В качестве экспериментальных площадок пока будут выступать семь регионов-участников. Заем построен в формате проектно-ресурсного подхода. Все достижения, полученные в результате его реализации, будут транслироваться на другие территории РФ.

– А кто ответит за то, что четыре года делалось?
– Если честно, я недавно прочитал в газете замечание Сергея Степашина о том, что Счетная палата должна проверять не только расходование целевых средств, но результаты их расходования. Если проверить, как осуществлялась информатизация российского образования четыре предыдущих года, то результат, боюсь, окажется не столь оптимистичным. Но все-таки разбором полетов сейчас заниматься не время. Надо думать, как решать проблемы, которые перед нами ставит быстро меняющийся рынок образовательных услуг.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru