ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Всегда один и смотрит мимо
Аутист тщательно скрывает свой
внутренний мир, никогда ни о чем не рассказывает
и не отвечает на вопросы
Клиническую картину аутизма описали
ученые Каннер и Аспергер. Триада основных
симптомов: аутистические переживания,
однообразное поведение с элементами
двигательных расстройств и своеобразные
нарушения речи.
Правда, единства мнений о причинах аутизма у
ученых до сих пор нет. Каннер расценивал детский
аутизм как особое болезненное состояние. Ряд
зарубежных ученых – как начальный период
шизофрении. А российские ученые предположили,
что аутизм связан с внутриутробным поражением
нервной системы.
Аутичный ребенок даже в детском коллективе ведет
себя так, будто он один: смотрит мимо, не
отзывается на зов, не обращает внимания на игры
других детей. Он играет один или около детей,
нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.
Все его игры и эмоциональные проявления крайне
скупы, ограничиваются бедным набором
стереотипных движений и мимики.
Такой ребенок тщательно скрывает свой
внутренний мир от окружающих, никогда ни о чем не
рассказывает, не делится своими переживаниями и
сомнениями, не отвечает на вопросы. Лишь по
каким-то косвенным признакам близкие люди могут
догадываться, что ребенка что-то тревожит.
В играх дети-аутисты предпочитают
неодушевленные предметы одушевленным. Они не
умеют ориентироваться в признаках живого и
неживого. Не играют в сюжетные игры, так любимые
обычными детьми, – в «дочки-матери», «магазин»,
«больницу».
Если здоровый ребенок предпочитает игрушки,
дающие возможность производить сложные сюжетные
действия, например машинки, куклы, то аутичные
дети – неспециализированные: кубики, бумажки,
палочки. Им нравится играть с неоформленными
предметами – песком, водой.
Аутистов совершенно не интересует цвет в
рисунках. Они берут первый попавшийся карандаш, в
то время как здоровые дети старательно подбирают
цвета: каким небо рисовать, а каким – солнце. И
рисунки обычно не имеют сюжета: в них нет
человеческих фигур или солнышка с домиком,
сплошные узоры или геометрические фигуры.
Цвет вообще может быть для них неприятным,
раздражающим. Поэтому вся окружающая среда,
включая цвет стен, обоев, освещение, мебель и
игрушки, нормальная и приятная для здорового
ребенка, для аутичного – зачастую источник
дискомфорта и постоянных отрицательных эмоций.
Аутичные дети болезненно реагируют на громкие
или незнакомые звуки и предметы. Внешняя
эмоциональная холодность и безразличие к
близким людям у них всегда сочетается с
повышенной ранимостью и даже пугливостью.
Самый сильный раздражитель – человеческий
взгляд. Поэтому аутисты никогда не смотрят на
человека, даже на собственную мать, а как бы мимо.
Постоянный отрицательный фон служит благодатной
почвой для возникновения разнообразных страхов,
на которые дети сами никогда не жалуются. Причины
страхов самые разные: бытовые вещи, некоторые
игрушки, звуки работающего мотора, шум льющейся
воды, хлопанье входной двери. Окружающий мир для
аутичного ребенка – не источник радости и цель
исследования, а источник постоянных страхов.
Чувство страха вызывает и все новое, незнакомое.
Любое, даже малейшее изменение в обстановке –
перемещение мебели, появление новых людей,
изменение привычных блюд или малейшие
отклонения от режима дня – вызывает бурную
реакцию, панику. Ребенок начинает биться в
истерике, кричать, бить себя по голове. Одни
болезненно реагируют на самые простые
раздражители – яркий свет и громкие звуки,
другие, наоборот, настолько не обращают на них
внимания, что их ошибочно принимают за слепых или
глухих. Из-за того что аутичный ребенок не
смотрит на лица и в глаза других людей, его
«разглядывание» чужого лица напоминает действия
слепого – такое же ощупывание и обследование
руками без зрительного контроля.
Разъедающие детскую душу чувства тревоги и
страха сопровождают их постоянно, лишая
возможности радоваться любым проявлениям жизни.
В дальнейшем страх тормозит общение и обучение.
Характерна постоянная готовность к бегству, поза
в пол-оборота, взгляд в сторону.
Ритуальное поведение аутистов – не что иное, как
защитная реакция. Дети годами играют в одну и ту
же игру, совершают одни и те же действия,
например, включают и выключают свет или воду.
Аутичные дети практически не пользуются речью
для общения. Аутичная речь – скупая, часто
скандированная, обращенная в пространство или к
самому себе во втором или в третьем лице с
неестественными причудливыми интонациями. Тембр
голоса тоже неестественный, вычурный. Походка и
жесты неловкие, неуверенные, ребенок как бы
подпрыгивает на ходу.
Аутичные дети с трудом овладевают элементарными
навыками самообслуживания. Но интеллект
остается сохранным. Иногда кажется, что ребенок
не замечает событий, происходящих рядом с ним, а
он может одной фразой обнаружить точное
понимание ситуации.
С самого раннего возраста эти дети не умеют
радоваться теплым прикосновениям матери,
отвечать улыбкой и оживлением на ее приближение.
Материнские ласки часто бывают им неприятны. Они
сторонятся всякого телесного контакта.
Рано научившись говорить, ребенок может
длительное время одержимо повторять отдельные
слова или слоги. С годами все больше становится
видна нецеленаправленность его поведения и
противоречивость психической сферы.
Нарушение социального общения накладывает
отпечаток на развитие ребенка. Особенно страдают
те стороны восприятия, которые формируются под
воздействием предметной практики, – речь,
мышление. Каждая из этих функций развивается
изолированно, сама по себе.
Обучение и социальная адаптация – самые главные
проблемы аутичных детей. Как научить ребенка
читать, если его невозможно заставить смотреть в
букварь?
Пока он маленький, родители водят его по врачам и
психологам, пробуют лечить традиционными
методами. Если от них нет эффекта, прибегают к
нетрадиционным, которые в ряде случаев оказывают
неплохой терапевтический эффект из-за того, что
задействованы собственные резервы детского
организма. Например, помогает лечение с помощью
лошадей – иппотерапия или терапия удержанием –
холдтерапия. Хорошо зарекомендовала себя и
реабилитация с помощью дельфинов.
И каков же прогноз? Он зависит от многих факторов:
от степени выраженности заболевания, от
отношений в семье, от выбора методов лечения и
реабилитации. Да и материальное благосостояние
семьи играет не последнюю роль.
И хотя детский организм обладает громадными
компенсаторными возможностями, упорство
родителей зачастую становится одним из главных
факторов в победе над этим не до конца пока
изученным и непонятным заболеванием.
Психолог детской психиатрической больницы
описывает случай, когда героизм матери буквально
сотворил чудо. Антошке поставили диагноз –
ранний детский аутизм. До четырех лет мальчик не
разговаривал. Тихо лежал в кровати, не реагируя
ни на свет, ни на звуки. Врачи говорили, что
мальчик неизлечим и советовали матери смириться
с этой мыслью.
Но она продолжала упорно сражаться за сына.
Каждый день она садилась у Антошкиной кровати и
часами читала ему сказки. Ребенок продолжал
равнодушно смотреть в потолок. Мать охватывало
отчаяние. Но однажды она все же уловила едва
заметный проблеск интереса в глазах ребенка.
Сейчас Антон учится в общеобразовательной школе.
Конечно, у него есть некоторые особенности в
поведении, но он сумеет получить образование,
потом – работу и вписаться в человеческое
сообщество.
Но не у всех детей такие упорные родители. Или
степень аутизма более выраженная. Что происходит
с ними, когда они подрастают?
Незаметно бегут годы, «дети дождя» становятся
взрослыми, а их родители – пожилыми людьми,
прожившими всю жизнь с чувством вины и тревогой.
Они уже не могут обслуживать своих по-прежнему
несамостоятельных детей.
Жизнь взрослых аутистов проходит в интернатах
или психиатрических лечебницах, где они проводят
долгие серые дни, месяцы и годы, одурманенные
психотропными препаратами.
Ни для кого не секрет, какие мизерные средства
выделяются на социальные программы, на лечение и
реабилитацию, на разработку новых методов
лечения. И аутисты обречены пожизненно смотреть
на мир через решетку больничных окон.
Светлана АРТЕМОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|