Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ

У Бориса Шергина есть рассказик про кошку, которая, стараясь угодить хозяйке, поймала-таки мышь, да вот только свежевыкрашенный пол оказался испорченным.
Многие методики предлагают использовать на уроке игры. Да вот беда: как только учитель эту самую игру своими благими дидактическими целями нагрузит, так игра перестает быть игрой. А урок (хоть и “в игровой форме”) для учеников оказывается все таким же скучным, долгим, безрадостным.
И наоборот, можно на уроке развлекательными моментами так наследить, что от урока по сути дела ничего не останется.
Так как же связать игру с учебной темой, чтобы ни игра, ни обучение не пострадали? Здорово, что этой проблемой озадачены не только мы, но и наши читатели. Они делятся с нами своими пробами, а мы – советами. Не смущаясь тем, что в своих комментариях к письмам нам порой приходится повторяться, напоминая о ключевых моментах режиссуры урока. Что ж, ведь недаром говорится: повторение – мать учения.

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

О премудростях социоигрового стиля
Ответное письмо доктора педагогических наук Вячеслава Букатова

3.jpg (135155 bytes)

Здравствуйте, уважаемая Л.В. Спасибо за письмо, за доверие, за Ваше стремление вести уроки так, чтобы сельским ученикам на уроках не было бы скучно. Интуиция правильно подсказывает Вам: хорошо, когда ученики не просто заняты учебным трудом, а захвачены им, выполняют его с увлечением.
Теперь о Вашем стремлении присоединиться к социоигровым поискам. Жалко, конечно, что у Вас пока еще нет возможности своими руками полистать книжки, сборники, методички по социоигровой педагогике. Но думаю, это временно. Во всяком случае, как и прежде, в Издательском доме “Первое сентября” можно наложенным платежом заказать по почте “Хрестоматию игровых приемов обучения”.

Собственная интуиция

Сложновато в одном письме перечислить не то что все, а хотя бы основные премудрости социоигровой педагогики. Но главную назову. Это опора на собственную интуицию. Интуиция есть у каждого человека. У каждого учителя. В том числе и у Вас. И именно личная интуиция лучше всего подскажет Вам правильные ходы, которые, быть может, и окажутся самыми что ни на есть социоигровыми.
А для активизации интуиции мы постоянно в своих методичках напоминаем учителям о необходимости почаще вспоминать свое собственное детство, собственный опыт участия в различных играх – и дворовых, и комнатных, и командных, и индивидуальных.
Именно обращение к собственному игровому опыту позволяет учителям сочинять чудесные дидактические ходы и приемы. Сочинять, что называется, из воздуха.

Прятать дидактику

А еще мы постоянно напоминаем учителям о том, что во время урока необходимо как можно тщательнее прятать дидактику, убирая ее “с глаз долой”. Например, ординарную проверку учителем очередного задания (“правильно/неправильно”) почаще заменять на выяснение каждым учеником “интересно или нет моим соседям мое мнение”. А это уже совсем другая позиция. Она связана с ученическим творчеством.
Попробую Вам это проиллюстрировать. Но прежде подчеркну, что в социоигровом стиле очень важную роль играют: движение учеников (сидеть как можно меньше, чаще менять ми-
зансцены, двигаясь по любому поводу) и различные игровые ограничения (например, ограничения по времени выполнения задания или по его исходному объему).

Роль ведущего

В своем стремлении вести уроки по-игровому Вы ориентируетесь на телевизионные игры. Многие учителя поступают именно так. Только вот беда в том, что телевизионные игры носят условно-игровой характер. В них очень уж сильна роль ведущего, на фоне которой роли участников и зрителей оказываются вполне иждивенческими.
Учителя и сами по себе слишком склонны к тому, чтобы быть безраздельными лидерами на своих уроках. Отголоски этого стремления я вижу и в Вашем письме. Читаю: “Делю детей на две команды”.
А вспомните, как делятся дети во время дворовой игры: и по считалочкам, и по жребию (редко когда – по желанию!). Хорошо бы именно эти способы и использовать на повседневных школьных уроках.

Азы физиологии

Читаю: “За правильный ответ ученику выдается звездочка” (это в восьмом-то классе?). Думаю, что и глагол выдается возник не случайно. Ведь кто обычно выдает? Мой опыт подсказывает – учитель! Именно он подходит к столу, своей рукой берет звездочку, приносит ее и кладет на ту или иную парту. Ему и в голову не приходит предложить ученику подойти к столу и взять заработанную звездочку.
Казалось бы, какой пустяк. Ну какая разница – учитель ли приносит награду или сам ученик за ней бежит со своего места? Но вспомним-ка простенькую и на первый взгляд неказистую “социоигровую премудрость” – движение. Ведь движение – под любым предлогом и как можно больше – способствует мозговой деятельности человека. Это азы физиологии!
Сам-то вон учитель – то пройдется по классу, то сядет посидит, то на подоконник обопрется. А ученики – сидят, бедные, как цепями прикованные?.. Смешно слушать, когда на педсоветах такие учителя жалуются, что детки им, мол, достались “с проблемами в развитии”.

Вдоволь наошибаться

А еще в тексте Вашего письма мой взгляд цепляется за сочетание “правильный ответ”. Увы, лидерство учителя подчас только на том и держится, что он – учитель – знает правильный ответ. Ученику же остается всего лишь продемонстрировать свою осведомленность – выдать ожидаемый учителем ответ (или на худой конец – постараться его угадать).
А вот при социоигровом стиле учитель старается задать такие вопросы (или дать такие задания), в которых правильного ответа либо нет, либо учитель сам его пока еще не знает.
Тут какой-нибудь учитель математики может возразить. Ведь дважды два всегда будет четыре. Что же теперь, учителю дурачком прикидываться?
В этом случае мы говорим так. Одно дело, когда учитель спрашивает: “Сколько будет дважды два?” И совсем другое – когда ученик сам сочиняет примерчик. Для того, например, чтобы дать решить соседу. Ученик по своему желанию выбрал пример на дважды два и потом сам же и судит, правильно сосед ответил или нет.
Учитель же – в стороне. Он не может определить, правильно или нет ответил сосед, потому что не знает, какой такой пример ему для решения подсунули. Он и о примере, и об ответе узнает в последнюю очередь – постфактум. Поэтому у него и появляется возможность оставить в покое свое привычное “правильно – неправильно” и не вмешиваться в процесс. Не мешать ученикам, вдоволь наошибавшись, приобрести соответствующий учебный навык.
Когда ученики чувствуют, что перед ними действительно открыта возможность “вдоволь наошибаться”, то они, не сговариваясь, начинают подобную ситуацию расценивать как очень даже игровую. Без всяких там звездочек и конфеток.

Бескорыстное любопытство

В телевизионных играх очень сильны тенденции соперничества и соревновательности, тренирующие социальную потребность участников. И учителя в первую очередь именно эти тенденции берут себе на вооружение и приносят в класс. А на уроках надо бы тренировать не столько социальную тягу учеников к лидерству (стремление быть первым), сколько бескорыстное любопытство, широкую любознательность, активность познавательного интереса. А тренировка этих качеств связана уже не с работой памяти, а с ученическим творчеством: кто оригинальнее, неожиданнее, интереснее за одно и то же отведенное время сочинит, сообразит, придумает?!
Уважаемая Л.В., замечательно, что Вы стараетесь оживить жизнь детей и готовите для уроков какие-то игровые задания. И не страшно, что эти задания – игровые пусть даже только наполовину (ведь без них было бы хуже). Но поскольку Вы проситесь в нашу социоигровую компанию, то без критических замечаний тут не обойтись. Надеюсь, что все мои примеры и рассуждения Вы воспримете позитивно и не будете выискивать в них поводы для каких-то там мелких обид.
Примеры, которые я излагаю ниже, – повод для размышления. К ним не следует относиться и как к некоему строгому предписанию делать так, и только так, и никак иначе. Они всего лишь версия того, как материалы викторины могли бы выглядеть, если бы урок проводил я.
Так что, запасшись терпением, буду ждать от Вас весточек о том, какая же версия пришлась Вам по душе, а какая оказалась “не по зубам”. И что в конце концов пригодилось для реального урока.

С уважением В.Б.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru