Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N 112 
 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Осторожно: внутришкольный контроль

Администрация школы замучила учителей тотальным контролем. Например, проверяют, как ученики второго класса знают словарные слова из программы первого. И это в конце четверти!
Правомочна ли эта проверка и ее результаты, если педагоги не были предупреждены заранее, а с приказом были ознакомлены после начала проверки?

К сожалению, все поставленные проблемы могут найти свое отражение только и исключительно в локальных актах конкретной школы и в трудовых договорах с педагогическими работниками конкретной школы. Ведь на сегодняшний день не приняты важнейшие нормативно-правовые акты федерального уровня, в которых должны быть отражены критерии оценки деятельности школы и конкретного учителя, а также требования к ученикам и учителям. Судите сами: образовательный стандарт и Базисный учебный план существуют только в примерном варианте, а тарифно-квалификационные характеристики педработников признаны судом недействующими еще два года назад. Таким образом, школы, учителя и обучаемые аттестуются не по закону, а как бог на душу положит.
Тем не менее, исходя из здравого смысла, мы могли бы дать некоторые рекомендации педагогам по вопросам внутришкольного контроля.
Взаимоотношения между учителем и школой как работодателем регулируются помимо Трудового кодекса РФ трудовыми договорами со школой, должностными и иными инструкциями, конкретными Правилами внутреннего трудового распорядка. То есть двусторонними соглашениями между учителем и администрацией, в которых и должны быть отражены условия и критерии контроля за работой педагога.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 ТК РФ условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. То есть каждый педагог должен быть ознакомлен с изменениями содержания заключенного с ним трудового договора. В частности, с изменением так называемых существенных условий труда. Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ существенными условиями труда являются:
– конкретная трудовая функция работника;
– права и обязанности работника и работодателя;
– характеристики условий труда.
На наш взгляд, правила внутришкольного контроля относятся к правам и обязанностям работника и работодателя. Следовательно, об изменении этих правил учителей должны предупреждать заранее. Сошлемся еще на ст. 73 ТК РФ, которая гласит, что по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, допускается изменение существенных условий договора по инициативе работодателя, о чем работник должен быть письменно предупрежден не позднее чем за два месяца.

Существуют ли официальные документы (инструкции), регулирующие правила проведения комплексной проверки сформированности общеучебных умений и навыков в рамках внутришкольного контроля?
Существует ли определенная допустимая периодичность таких комплексных проверок?
Существуют ли определенные требования к продолжительности проверки, количеству посещаемых уроков?
Должны ли проверяющие заранее ознакомить учителя с критериями проверки?
Допустимо ли проведение административных контрольных работ в конце первой четверти?
Должны ли быть согласованы с учителем виды заданий в контрольных работах?
Допустимо ли в конце первой четверти проверять знания за весь предыдущий класс (особенно если это был первый)?
Существуют ли права проверяемого и можно ли с ними ознакомиться?
Правомочна ли комплексная проверка, если учитель класса ушел на больничный?

В локальном акте школы, регулирующем процедуры внутришкольного контроля, могут быть отражены такие вопросы процедуры проверки исполнения учителями своих трудовых обязанностей, как:
– поводы для проведения такого рода проверок;
– процедуры и формы их осуществления, возможность заочных проверок;
– периодичность и продолжительность проверок;
– права и обязанности проверяющих и инспектируемых, их гарантии;
– критерии, по которым проводится оценка деятельности.
В настоящее время на федеральном уровне существует лишь примерная инструкция по инспектированию в системе образования, носящая исключительно рекомендательный характер, – «Рекомендации об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 1998 г. № 33)».
В этом документе изложены основные принципы и правила инспектирования. В соответствии с пунктом 35 указанных Рекомендаций руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений образовательного учреждения вправе осуществлять инспекционный контроль деятельности структурных подразделений образовательного учреждения и должностных лиц по вопросам:
– использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по их назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;
– организации методического обеспечения образовательного процесса;
– реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;
– соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
– соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;
– промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации “Об образовании”.
До инспектируемого должны быть доведены заранее план-график проверки, согласованы сроки ее проведения. Продолжительность самой длительной (фронтальной) проверки не может превышать двух недель.
В пункте 31 Рекомендаций указано, что экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся только в необходимых случаях в соответствии с установленными нормами и правилами.
Как мы видим, в Рекомендациях не идет речь о дополнительной проверке уровня знаний или контрольных работах. При этом анкетирование не должно быть перегрузкой для учеников, оно может проводиться только в свободное время и с их личного согласия. Права обучаемых в ходе проверки деятельности педагогов не могут быть ущемлены.
В соответствии с п. 37 Рекомендаций результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки, или доклада, или в иной форме, установленной организацией или руководителем, осуществляющим инспектирование. Эти документы должны содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. К ним могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в материалах инспектирования факты и подтверждающие правильность выводов. При этом проверяемый вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам.
По итогам инспектирования в зависимости от формы, целей и задач проверки и с учетом реального положения дел могут:
– проводиться заседания коллегий, педагогических или ученых советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
– издаваться приказы и распоряжения руководителей, в том числе о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Хотелось бы напомнить учителям об их праве, предусмотренном п. 4 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», – праве на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний воспитанников.
Какие оргвыводы может сделать по результатам проверки администрация школы? Могут ли кого-либо уволить в случае, если посчитают работу некачественной?

Ни в одном трудовом договоре или локальном акте я не встречал пункта о том, что в результате надлежащего выполнения той или иной, в том числе педагогической, функции ученики обязаны приобрести умения или навыки определенного качества.
Закон или договор может заставить не быть плохим, но не может заставить быть хорошим. Поэтому любые претензии проверяющих по поводу того, что конкретный учитель не смог заставить ученика приобрести определенные ЗУНы, не выдержит никакой судебной критики.
Даже Закон РФ «Об образовании» устанавливает в качестве критерия (условия) положительной аттестации образовательных учреждений такой, как положительные результаты итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение трех последовательных лет (п. 20 ст. 33). То есть меньше половины двоечников – уже положительный результат деятельности школы с точки зрения законодателя.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru