Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Кругосветные новости

Четырнадцать с половиной часов в месяц посвящают европейские родители выполнению домашних заданий своих детей

Таковы результаты анкетирования, опубликованные в конце декабря. Чем ребенок старше, тем меньше времени уходит у родителей на занятия с ним. С учеником начальной школы семья проводит 19 часов в месяц за письменным столом, в средней школе уже не более 14 часов в месяц. А в старших классах в среднем около 6 часов в месяц, то есть чуть больше 10 минут в день. Ровно столько, сколько нужно, чтобы спросить “Как дела?” и услышать “Все о’кей”. К тому же программа старших классов большинству родителей просто не по зубам.
Мамы тратят на домашние задания в два раза больше времени, чем отцы. Особенно неусидчивы отцы-предприниматели, художники и рабочие. Самые старательные, конечно, папы-учителя.
В целом семьи гораздо активнее, чем раньше, включаются в школьные заботы детей. Предыдущий аналогичный опрос проводился 10 лет назад. Тогда только 60% отцов помогали детям выполнять домашние задания. Сейчас – 70%. Раньше 90% матерей регулярно занимались с детьми только до 6 класса. Сейчас – до 8-го.
Вероятно, родители в наше время больше беспокоятся за учебные успехи детей, меньше доверяют школе, учителю. Берут груз ответственности и забот на себя. Или нанимают репетиторов.
Элизабет, мама трех школьниц, работает, поэтому заниматься с девочками может только в выходные, но и тогда предпочитает уклониться от процесса: «Часто наши совместные занятия заканчиваются скандалом. Наверное, мне не хватает терпения».
У Беатрис шестеро детей. Ей не успеть выполнить все домашние задания. «Я стараюсь научить их работать самостоятельно». Жаль, что школа этому не учит.

В новом году в Чикаго закроется 60 крупнейших школ. Вместо них появится 100 маленьких

Школы-гиганты экономически более выгодны, но по-человечески неудобны. Они превращают детей в массу, толпу без лиц и характеров. Педагогика “малых школ” давно доказала свою эффективность. В небольшом коллективе ты всех знаешь по имени, каждое лицо знакомо, здесь проще увидеть личность в ребенке, найти индивидуальный подход, учесть персональные особенности. Вот наконец город решил не пожалеть денег и заменить дешевые учебные заведения на хорошие. Более того, две трети новых школ будут чартерными. Это значит, что группа создателей в лице педагогов и родителей составит особый договор с государством, благодаря которому школа получит определенную свободу действий, возможность распоряжаться финансами, выбирать методику преподавания, экспериментировать. Теперь образованием детей будут руководить не далекое начальство, а те, кто напрямую связан с ними, – учителя, родственники, местные предприниматели, заинтересованные в подготовке достойных работников.
Конечно, план рискованный. Есть сомнения. Для многих людей закрытие привычной школы окажется трагедией. Да и маленькая школа сама по себе не решит проблем безграмотности или подростковой агрессии. Она лишь может способствовать достижению успеха.
Отдельный вопрос – подготовка кадров. Если перестроить здание, но оставить прежних учителей, вряд ли что-то изменится. Поэтому педагогов будут учить работать с маленькими группами детей, сотрудничать с коллегами, использовать инновационные методики. Целая армия экспертов приготовилась объективно оценить последствия новой образовательной политики.
Программа рассчитана на пять лет. Предполагается, что в результате к 2010 году дети Чикаго будут более образованными, веселыми и свободными.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru