Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Перевод  Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Школа выиграет. Если научится играть

Западные интеллектуалы обсуждают перспективы компьютерной экспансии в образование

Фото Е.КРЫЛОВА

Пять крупнейших специалистов в области видеоигр собрались за «круглым столом», чтобы обсудить, почему до сих пор школа так мало использует этот важнейший ресурс, неотразимо привлекательный для всякого подростка, – удивительно эффективное средство обучения чему угодно, лишь бы игра была разработана с умом. Позвольте представить собеседников.
Джеймс Поль Ги – профессор университета в Висконсине, лингвист, автор книги “Чему нас учат видеоигры”. Джон Херц – автор книги “Народный джойстик” и множества эссе об игровом дизайне, сотрудник “Нью-Йорк таймс”. Ренди Хинриш – сотрудник исследовательского отдела Майкрософт, заинтересованный в активизации процесса образования при помощи видеоигр. Марк Пренски – автор многих обучающих игр и книг о них, а также программист, к которому обращаются за помощью такие крупные организации, как Nokia, Phaiser и Министерство обороны США. Наконец – Бен Соуер, содиректор и соорганизатор множества международных сообществ, занимающихся внедрением компьютерных технологий в школьную программу.

Новая реальность

Чем вас не устраивает современная школа?

Джеймс Поль Ги. Сегодня ребенок гораздо активнее получает образование в своей дружеской компании, чем в школе. Подростки недоумевают: к чему сидеть на лекциях в душной комнате, набитой людьми, когда все то же самое можно узнать в более приятной обстановке и гораздо быстрее.
Ренди Хинриш. Современное образование держится на традиционной модели дефицита информации. В былые времена действительно трудно было добыть хорошие книги, новейшие факты. И опытного учителя было нелегко найти. В такие времена школа становилась единственным выходом (к тому же экономически необременительным) в культуру, к знаниям. Сегодня условия изменились, а модель школы… чудом сохранилась.
Джеймс Поль Ги. Имея Интернет, удивительные компьютерные возможности, игры, где учишься на ходу и всего добиваешься сам, странно продолжать обучение в четырех стенах, на которых развешаны доисторические наглядные пособия. Зачем учитель так упорно продолжает вещать у доски? Слушать лекцию – ведь это, в сущности, все равно что вступать в диалог с магнитофоном, прокручивающим один и тот же текст на разных скоростях…
Я не предлагаю распустить детей по домам, где они могли бы учиться самостоятельно по книгам и сайтам. Нет, школа – бесценный социальный опыт, возможность взаимодействия со сверстниками. Но почему она превратилась в совершенно неинтеллектуальное заведение, отставшее на столетие от стремительного движения науки?
Ренди Хинриш. Посмотрите, как различна мотивация детей. С одной стороны, ребенок, который рано утром, в половине девятого, приходит в надоевшее классное помещение и спросонья вяло пытается что-то услышать и запомнить. А с другой – тот же ребенок, сидящий за компьютером. На нем лежит ответственность за следующий ход. За ход событий. И он стремителен. Его не нужно уговаривать. Он учится взахлеб.
Джон Херц. В игре можно перепробовать множество вариантов. А если так поступить? А что произойдет в такой ситуации? И сразу получаешь результат. Не на словах – на экране. Наглядно, зримо, почти ощутимо. Можно исследовать, изучать.
В университете у меня был прекрасный тьютор-биолог. Мы с ним много беседовали. Он задавал мне вопросы о том, что я вроде бы уже знаю, но так, чтобы я ощутил границы этого знания. И чтобы я понял, куда двигаться дальше. Честно сказать, без него я не сумел бы добиться успеха. Однако большинство ребят не имеют личного педагога. Они работают в группе, пусть небольшой. Совместно что-то обсуждают. Кто-то лидирует, кто-то тормозит. И почти невозможно в живом общении подвести шестерых-семерых разных людей к границам их познаний. А вот в виртуальном пространстве это возможно.
Марк Пренски. Мне кажется, сегодня мы все больше идем к тьюторскому образованию. А большинство тьюторов прекрасно ориентируются в мире компьютеров и компьютерных игр, с ними можно общаться и лично, и виртуально.

Большой мир, открытый личному опыту

Может ли компьютерная игра дать ученику понимание обстоятельств и ситуаций, непривычных для его повседневного опыта?

Джеймс Поль Ги. Хорошая обучающая игра – это огромный мир в маленькой коробочке. Мир, в который каждый игрок может войти. И получить важный опыт: понять, насколько его фантазии совпадают с реальностью. Вот игра “Американская армия”. Там надо служить в армии. Хочешь стать военным? Сначала поиграй, пойми, что тебя ждет, как устроена система, в которую ты стремишься попасть. И даже если ты пацифист, сыграй в эту игру. Появятся более весомые аргументы в споре.
Марк Пренски. В игре, моделирующей определенные процессы, условия, мы можем прожить то, о чем прочитали в книгах. Это особенно важно при изучении естественных наук, биологии, физики, социологии. Компьютерное моделирование позволяет осознать взаимодействие множества разнородных факторов. Пока читаешь о них на страницах учебника, связей не чувствуешь. А вот в живом, меняющемся мире компьютерной игры понимаешь мгновенно. Если бы школа активнее использовала возможности компьютерных моделей, у нас было бы больше ученых-естествоиспытателей.
Бен Соуер. Игра – прекрасная форма тестирования своих сил. Например, испытание по реальной экономике. Одно дело рассказать, как действует финансовая биржа, другое дело – сколотить виртуальный капитал. Или промотать все деньги (к счастью, тоже виртуальные) и снова сесть за учебник, пытаясь понять, что ты не учел... А если хотите проверить свои медицинские познания – проведите диагностику виртуального пациента, поставьте диагноз, полечите... Если не умер, можете переходить к живым.
Ренди Хинриш. Видеоигры оказывают огромное влияние на речь ребенка. Послушайте, какие слова произносят восьмилетние малыши со знанием дела: ресурсы, последствия, предусмотрительность. Слова влияют и на поступки.
Джеймс Поль Ги. Игра подсовывает тебе новые слова, новую информацию только тогда, когда ты сам об этом попросишь. Маленькими порциями и лишь то, что немедленно пригодится, то, что ты сразу можешь использовать. Слово сразу связывается с предметом, действием. Тогда как школа впихивает в ребенка информацию огромными блоками, вне всякой связи с его жизнью, его интересами, вопросами. Он не успевает пощупать, попробовать и половину того, о чем ему говорят. Слово остается для него пустым, не наполненным смыслом, реальностью.

Другое измерение

Родители, учителя испытывают тревогу, видя, как ребенок часами просиживает у экрана электронной машины, лишенный живого общения, оторванный от реального социума. Насколько оправданна эта тревога?

Марк Пренски. Отличительное качество хорошей видеоигры – создание мотивации к взаимодействию с реальным миром. Игроку все время нужна дополнительная информация. Приходится искать разные источники, выспрашивать друзей, взрослых, советоваться, обмениваться опытом, помогать другим игрокам – одним словом, общаться. В результате возникает целый коллектив, который принимает совместные решения, делит ответственность, сталкивается с последствиями этих решений... А вот в классе такое происходит крайне редко.
Есть игры, специально предназначенные для командного участия. Состав команды подбирается в зависимости от типа предстоящей работы. Поскольку игра требует разных видов деятельности, разных навыков, приходится собирать команду из разных игроков. Вам потребуется и ученый, сведущий в математике, и энергичный воин, и знаток магии, и поэт. Находками одного игрока могут воспользоваться остальные, как и в жизни.
Посмотрите: то же самое происходит и в большой науке, в физике, например. Исследуя какую-то проблему, мы ищем хорошего теоретика, хорошего экспериментатора и еще много всяких людей с разными талантами.
В жизни важно уметь принимать решения. Это качество превосходно тренируется в игре, где решения приходится принимать часто и очень быстро. Порой за несколько секунд.
Знаете, в чем главное достоинство игры? Если в жизни мы что-то совершаем, это уже бесповоротно. А вот в игре все можно вернуть обратно – начать сначала.
Ренди Хинриш. В игре учишься критично мыслить, контролировать свои действия, рефлексировать, анализировать причины поражений, искать возможность для роста, развития. Разве не к этому мы стремимся в образовании? В конце концов многому научившиеся игроки постепенно превратятся в создателей новых игр, дизайнеров, программистов, сценаристов. Или даже педагогов, готовых учить молодое поколение в форме свободной игры.
Бен Соуер. Уже есть социальные заказы на новые игры. Например, сенатор штата Массачусетс просит придумать такую игру, чтобы люди поняли, из чего складывается и на что тратится бюджет штата. Вдруг начнут платить налоги? Он обратился за помощью к студентам. Ждать осталось недолго.
Джеймс Поль Ги. Я считаю, каждая школа должна иметь игровую программу. Не для того чтобы готовить специалистов компьютерной, игровой индустрии, а чтобы дети овладевали навыками, необходимыми для эффективной деятельности в нашем технологизированном мире.

Дальнейшее обсуждение касалось практических шагов, которые готовы предпринять ученые, промышленники и государственные чиновники, чтобы самым решительным образом внедрять компьютерные игры и модели в школьное обучение. Определялись задачи уже существующих федераций, планировалось создание новых, с участием школьников и студентов – гораздо более компетентных в этой области, чем их учителя. Составлялся календарь встреч, конференций с участием самых престижных американских школ – таких, как Гарвард и Принстон.
А что у нас?

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru