Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Одинокое человечество желает познакомиться
Проект поиска внеземных цивилизаций (SETI, он же CETI) разменял свой четвертый деяток. А внеземной разум пока молчит...

Язык для братьев по разуму

Попытки наладить радиоконтакт с внеземным разумом начались в 1958 году. И тогда же стало ясно, что главной проблемой в этом деле будет не техника передачи и приема сигналов, а язык и содержание сообщений. Вопрос о содержании посланий чрезвычайно интересен, но его мы обсудим отдельно. А сейчас поговорим о языке.
Довольно очевидно, что выбор языка общения зависит от априорной информации о собеседнике. Например, с прохожим в Рязани вы заговорите по-русски; встретив человека в кимоно, вы обратитесь к нему по-японски; а столкнувшись в темноте с гражданином неизвестной национальности, вы, вероятно, извинитесь по-английски. Чем меньше известно о собеседнике, тем более универсальным должен быть язык. Но стремление к излишней универсальности тоже может быть вредным. Например, если выбрать английский на все случаи жизни, то на улицах Токио вы, как правило, сможете объясниться, а вот в Рязани он вряд ли вас выручит.
В значительной степени выбор языка зависит от формы контакта. Мыслимы контакты трех типов.
Контакт первого рода, или «прямой контакт», предполагает быстрый обмен сообщениями и возможность демонстрации предметов друг другу. В этом случае вообще не нужен специальный язык, поскольку можно составить двуязычный словарь для перевода.
Контакт второго рода, или «диалог в эфире», дает возможность медленного обмена сообщениями, их повтора, разъяснения и корректировки. Для таких диалогов желательно иметь простой искусственный язык, который может развиваться и усложняться в процессе диалога.
Контакт третьего рода, или «монолог в эфире», не предполагает ответа, а нацелен лишь на одностороннее сообщение в надежде, что так же поступят и все прочие неведомые корреспонденты. Язык такого монолога должен быть предельно универсальным и давать принимающей стороне возможность для самообучения.
История искусственных языков началась с попыток придумать универсальный язык для людей. Над этим стали серьезно работать с середины XVII века не только философы и лингвисты, но даже музыканты. В начале ХХ века итальянский математик Джузеппе Пеано создал формальный логический язык, пригодный для изложения любых математических рассуждений. Затем эту идею развили английские математики Бертран Рассел и Альфред Уайтхед. Кроме того, Дж. Пеано составил международный вспомогательный язык Latino sine Flexione, позже получивший известность как интерлингва. Этот язык и сейчас иногда употребляется для представления научных результатов.
Но поскольку мы с вами обсуждаем возможности межзвездного общения, нам следует подробнее познакомиться с языком, созданным профессором математики Утрехтского университета (Нидерланды) Гансом Фройденталем. Воодушевленный успехами формальных средств общения, Фройденталь решил превратить «логический язык» Пеано, Уайтхеда и Рассела в нечто понятное для существ, не имеющих с нами ничего общего, кроме разума. Дело происходило в те годы, когда все были взволнованы запуском первого спутника (1957 год) и первой попыткой американских радиоастрономов Ф.Дрейка, Дж.Коккони и Ф.Моррисона принять сигналы внеземных цивилизаций (проект «Озма», 1959 год). Поэтому Фройденталь назвал свой язык линкос (от лат. Lingua Cosmica = космический язык).
Линкос – чисто логический язык, не содержащий исключений из правил, синонимов и прочего. К тому же это чисто «семантический» язык, совершенно освобожденный от фонетического звучания. Слова этого языка никогда и никем во Вселенной произноситься не будут. Они могут быть закодированы в любой системе, например в двоичной, и передаваться в космос по радио.
В сообщение на линкосе могут быть вставлены графические изображения с научно-техническими данными: структура атомов и молекул, таблица Менделеева и тому подобное. Для представления сигналов в письменном виде Фройденталь использовал смесь математических, биологических и лингвистических символов, включая некоторые употребленные ранее Уайтхедом и Расселом.
Фройденталь указал, что линкос еще недостаточно развит, чтобы выразить многообразие человеческих характеров (то есть, чтобы перевести на него серьезные художественные произведения), но с его помощью можно дать подробные описания растений, животных и человека.
Эксперименты с линкосом показали принципиальную возможность для разумного существа (естественно, человека) самообучиться этому языку и понять смысл сообщения. Особенно хорошо удавалось профессиональным математикам разбирать математические послания. С сообщениями на более общие темы было сложнее. А ведь это люди пытались общаться с людьми. Поймем ли мы послания иных существ? И поймут ли нас?
Работы радиоастрономов и лингвистов второй половины ХХ века привели к рождению нового научного направления – изучению возможностей диалога с иным разумом. Первые годы прослушивания космоса доказали, что рядом с нами нет цивилизаций, передающих сообщения по радио. Это ориентировало ученых на контакты третьего рода. Стало очевидным, что космическое общение сходно с литературной деятельностью: «книги» рассылаются без надежды на ответ; наградой за это является возможность знакомиться с сообщениями других авторов. При этом считалось естественным, что человечество вступит в «космический клуб» сначала как читатель, а затем уже как автор. Поэтому проблема дешифровки сообщений представлялась гораздо более важной, чем создание космического языка. Вообще шифры и дешифровка секретных сообщений традиционно считаются важнее создания предельно «читабельных» языков. Но желание «поменьше говорить и побольше слушать» было недолгим. Захотелось и нам послать привет своим неведомым космическим братьям.

Космические радиограммы

И послали: в 1970-х годах к звездам были отправлены радиограммы и зонды с посылками на борту. Каково же было их содержание?
Прежде всего предстояло решить вопрос, в какой форме послать сообщение: в форме текста или картинок, то есть воспользоваться понятиями или образами. Все первые послания, отправленные в космос по радио и на борту космических аппаратов, в основном содержат образы – рисунки, слайды, звуки речи, музыку, шумы… Краткая текстовая информация ограничена несколькими числами, в основном необходимыми для указания нашего «обратного адреса» в Галактике.
Но прежде чем отправить послание в космос, как полагается, были проведены испытания на Земле. Их весьма остроумно организовал пионер СЕТI американский радиоастроном Фрэнк Дрейк. В 1961 году в Национальной радиообсерватории Грин Бэнк (США) прошла первая конференция по проблеме СЕТI. После того как ее участники разъехались, Дрейк разослал им письма с сообщением о якобы принятой из космоса на волне 21 сантиметр радиограмме, состоящей из последовательности 1271 импульса и промежутков между ними. Заменив импульсы на «единицы», а промежутки на «нули», он получил сообщение в двоичном коде, которое и предложил коллегам для расшифровки.
Самое удивительное, что многие быстро справились с этой задачей.
Успех эксперимента Ф.Дрейка вдохновил астрономов на передачу радиограмм в космос. Наиболее известное послание было отправлено 16 ноября 1974 года из обсерватории Аресибо с помощью крупнейшего в мире радиотелескопа диаметром 300 метров в направлении шарового звездного скопления М13 в созвездии Геркулеса. В этом скоплении около миллиона звезд, подобных Солнцу, поэтому вероятность, что сообщение будет кем-то принято, довольно велика. Правда, сигнал доберется туда только через 25 тысяч лет, но ведь мы заранее были готовы к контактам третьего рода.

Подарок «Вояджера»

История попыток связи с внеземными цивилизациями содержит не только эфирные, но и материальные послания. Среди межпланетных зондов было четыре, покинувших пределы Солнечной системы: это «Пионер-10 и -11», запущенные в 1972–1973 годах, и «Вояджер-1 и -2», запущенные в 1977 году НАСА США. Облетев внешние планеты, они вырвались из поля притяжения Солнца и теперь удаляются в глубины Галактики. В принципе есть шанс, что они когда-нибудь попадут в руки разумных существ. Поэтому каждый из них несет на себе специальное послание.
Внутри «Пионеров» заложены небольшие металлические пластинки с выгравированной на них «визитной карточкой» землян.
Самое важное сообщение зашифровано в «звездочке», что слева от центра. Это наш «обратный адрес»: в середине – Солнце, а протянувшиеся от него лучики указывают направления и относительные расстояния до естественных маяков Галактики – радиопульсаров. Это нейтронные звезды, быстро вращающиеся и излучающие радиоимпульсы очень стабильного периода. У каждого пульсара свой период, который в двоичном коде записан вдоль лучика. Всем развитым цивилизациям эти пульсары должны быть известны. А зная их координаты, легко найти и положение Солнца в Галактике. Кстати, самый длинный горизонтальный луч указывает направление и расстояние до центра Галактики.
Разумеется, это послание (как и предыдущие радиограммы) выглядит довольно наивным. Пока наши зонды достигнут ближайших звезд, пройдут сотни тысяч лет. Но, как говорил наш известный астрофизик Иосиф Шкловский, космическая археология – тоже наука. Все-таки приятно сознавать, что где-то во Вселенной несутся сейчас осколки нашей цивилизации. И что бы ни случилось с Землей или даже со всей Солнечной системой, мы некоторым образом исполнили свою миссию, оставив материальные свидетельства нашего существования.
Наконец, о самом любопытном космическом послании в истории человечества – о посылках, отправленных с «Вояджерами». Именно о посылках, поскольку к борту каждого из зондов прикрепили круглую алюминиевую коробку, внутри которой лежит позолоченный для сохранности видеодиск. Инструкция по его воспроизведению приведена на крышке коробки. На ней видеодиск изображен сверху и сбоку; показано расположение считывающей головки, и в двоичном коде записана скорость вращения диска. Заметим, что принцип записи выбран классический, «граммофонный», поскольку электронные носители информации не могут выдержать длительного космического перелета. Алмазная игла для головки также вложена в коробку.
Что же записано на позолоченном диске? На нем 118 статических изображений («слайдов»), на которых собраны важнейшие научные данные, изображения Земли, ее материков (с учетом их перемещения), различные ландшафты, сцены из жизни животных и человека, их анатомическое строение и биохимическая структура, включая молекулу ДНК. Кроме изображений есть и звуки: шепот матери и плач ребенка, голоса птиц и зверей (например, «песни» китов), шум ветра и дождя, грохот вулканов и землетрясений, шуршание песка и прибой океана. Есть даже звук поцелуя, который с вдохновением произвели участники создания видеодиска под руководством Карла Сагана.
Человеческая речь представлена на диске короткими приветствиями на 58 языках народов мира. По-русски сказано: «Здравствуйте, приветствую вас!» Особую главу послания составляют достижения мировой музыкальной культуры. На диске соседствуют Бах, Моцарт, Бетховен, Луи Армстронг, Чак Берри и народная музыка многих стран.
Получат ли это послание наши братья по разуму, сказать трудно. Скорее всего – нет. Слишком ничтожна эта частичка нашего мира в космической пустыне. Но то, что это послание, а за ним и другие были созданы и отправлены, придает новое значение нашему собственному существованию.

В.СУРДИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru