Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N41
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

“Национальная гостиница”

В 1903 году в Москве произошло довольно важное событие, оставшееся поначалу незамеченным. На Тверской улице, на месте старого трактира “Балаклава” возникла новая гостиница “Националь”, или “Национальная гостиница” (ее первое время называли по-разному).

Старые жители города сначала даже огорчились. Еще бы – “Балаклава” была местом колоритным. Немногие жители города знали значение затейливого слова, однако почти всем было известно, что трактир этот особенный. В нем вместо традиционных кабинетов были настоящие пещеры. То есть, конечно же не настоящие – декоративные. Но это в наши дни подобными дизайнерскими выходками никого не удивишь. Столетие назад такие фокусы считались очень даже необычными и смелыми.
Тем не менее неспешные рабочие без сожаления разломали низенькое здание трактира, а на его месте появился новенький отель в шесть этажей. Одновременно с ним возник другой отель – громадный “Метрополь”. Он был и больше, и роскошнее, и, более того, имел скандальную историю (во время строительства его владелец, известный промышленник Савва Иванович Мамонтов, оказался в тюрьме за растрату). “Национальная гостиница” на фоне “Метрополя” выглядела скромненько.
Гости столицы, да и сами москвичи, быстренько поняли, что новая гостиница “Националь” – довольно респектабельное место. Постояльцев поражали мраморные статуи атлантов в вестибюле, дорогая мебель, резные рамы, росписи на потолках. Майоликовое сооружение, которое мы видим в наши дни (индустриальный пейзаж с трубами и дымом) было сделано, конечно, уже после революции. Первоначальная тематика “национальной” живописи была несколько иной, гораздо больше соответствующей модному тогда стилю модерн – одновременно романтической и ироничной. Например, одна из росписей изображала бога Вакха, оседлавшего забавный деревянный велосипед (кстати, велосипед в то время был в новинку).
А еще в “Национале” имелась абсолютная по тем временам редкость – лифт.
Первые два этажа гостиницы заняли дорогие магазины – кондитерская Чуева, готовое платье и меховые изделия братьев Петуховых и другие некогда прославленные фирмы. А выше разместились номера, а также рестораны и доходные квартиры, сдаваемые на приличный срок.
Вышло так, что скромный и при этом респектабельный отель “Националь” облюбовали иностранцы, преимущественно из интеллигенции. Видимо, название привлекало. Во всяком случае они в нем видели нечто знакомое в отличие, к примеру, от гостиницы “Лоскутной”. Да и рекомендации приятелей (они, видимо, были положительными) влияли на решение.
Герой трилогии Андрея Белого “Москва”, японский математик Исси-Нисси, после утомительной экскурсии по городу, которую ему устроил коллега, московский профессор Коробкин, направился как раз сюда: “И стремительно прочь от профессора ноги несли самодергом японца в “Отель-Националь”, чтоб пасть замертво: в сон”.
Впрочем, реальные, не вымышленные гости, напротив, радовались всяческой возможности, что называется, “выбраться в город”. Тем более что “выбираться” было очень просто – местоположение гостиницы располагало. К примеру, когда в 1913 году сюда въехал Анатоль Франс, он, судя по заметке в “Голосе Москвы”, “тотчас, по прибытии, несмотря на усталость с дороги… посетил Кремль, где побывал и в Грановитой палате, и во дворцах, и в старинных соборах, осмотрел Царь-колокол и Царь-пушку и даже намеревался подняться на колокольню Ивана Великого, “если бы на ней был устроен лифт”.
Видимо, на идею с лифтом навело его аналогичное устройство, оборудованное в гостинице.
Спустя год другой писатель, Герберт Джордж Уэллс, наоборот, стремился, по словам той же газеты, “ознакомиться с современной Россией, а не с памятниками древней русской старины, которые обыкновенно больше всего привлекают иностранцев. Насколько писатель интересуется жизнью современного города, доказывает то, что он… весь день почти проводит на улице”.
Естественно, не только иностранцы останавливались в том отеле. Здесь проживали балерина Анна Павлова (“Необыкновенно довольна Москвой. Так не хочется уезжать в Петербург!”) и композитор Римский-Корсаков, прибывший на премьеру собственной оперы “Царская невеста” в “Московской частной опере”.
А перед зданием “Националя” высилась часовня Александра Невского, поставленная здесь еще в 1878 году. Автор ее, архитектор Д.Чичагов, был человеком независимым и дерзким. Однажды, например, сам царь Николай I, увидев рослого чичаговского сына, решил оказать ему царскую милость и заявил, что принимает юного Чичагова в гвардейский полк. В ответ на это зодчий злобно посмотрел на императора и рявкнул:
– Мой сын, ваше величество, хотел бы стать архитектором.
– Как знаешь, – ответствовал обескураженный царь.
Неудивительно, что и часовня выглядела необычно. Поставленная в честь освобождения славянских стран от ига Турции, она была украшена воинскими доспехами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru