Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 80 
 

Леонид ПЯТЕЦКИЙ,
Екатерина БУЗДАЛОВА

Четыре уровня восприятия темы

11 ноября в помещении научно-просветительского центра «Холокост» (Москва) прошел круглый стол «Преподавание темы «“Холокост” в ХХI веке»

«Круглый стол» был организован совместно с представителями израильского института «Яд Вашем» и при содействии Еврейского агентства в России (ЕАР). На «круглом столе» собрались более 40 участников, в том числе 28 преподавателей вузов и школ Москвы и Московской области, работники органов управления образованием, авторы школьных учебников, представители общественных организаций.
Д-р Марина Михейкина рассказала об образовательных программах ЕАР. Они включают преподавание истории, культуры и традиций еврейского народа, в том числе историю Холокоста.
Во второй части «круглого стола» обсуждался вопрос об отражении темы Холокоста в учебниках по отечественной и всеобщей истории. В сообщении сотрудника РАО Давида Полторака был дан анализ того, где и как авторы учебных пособий приводили сведения о Холокосте. Сам термин упоминается лишь в трех учебниках, еще несколько авторов дают весьма фрагментарное изложение материала.
Профессор Московского государственного областного педагогического университета Олег Волобуев подчеркнул, что прежде всего важно введение самого сюжета, факта, термина «Холокост» в учебники по всеобщей истории. «Мы всегда начинаем с вопроса «что?», а вторым вопросом является «как?», – сказал Олег Волобуев. – В нашей традиции – излагать материал в учебниках сдержанно, без особых эмоций. Когда мы вводим новый сюжет в учебник для школьников, перед нами возникают две проблемы: объем и стиль изложения. Раз в новых стандартах есть термин «Холокост», то он должен быть отображен в учебниках. В своем новом учебнике по всеобщей истории для 9 классов, изданном в 2003 г., я ввел термин «Холокост». В первом издании его не было. Сейчас сделан шаг вперед, пусть и небольшой, так как объем учебника не позволяет более подробно остановиться на данной теме. Более полно она раскрывается в учебных пособиях, книгах, на лекциях для учителей в Московском институте открытого образования. Многое зависит на уроках и от самих преподавателей».
Доктор исторических наук, профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Николай Загладин отметил, что тема Холокоста обязательно должна быть отражена в контексте Второй мировой войны.
Более подробно тема Холокоста может получить свое освещение в новых учебных пособиях по этнической истории России.
Доцент Московского института открытого образования, автор учебных пособий по истории России и участник стажировки в «Яд Вашем» Елена Захарова отметила: «То, что термин «Холокост» появился в новых стандартах по всеобщей истории и в новых учебниках, – это заслуга Научно-просветительского центра «Холокост». Этот термин нужно вводить в курс и в учебники по обществознанию. Нашего учителя нужно готовить к преподаванию этой темы».
Леонид Кацва, преподаватель одной из московских школ и автор учебников по отечественной истории, считает, что есть четыре уровня восприятия темы: 1) израильский (глазами жертвы); 2) немецкий (покаяние); 3) европейский или шведский (со стороны «наблюдателей» или нейтральных стран); и 4) российский. Его лучше всего выразил на митинге в Бабьем Яру писатель Виктор Некрасов: «Среди сотен тысяч жертв, которые лежат здесь, – не все евреи. Но именно их убивали только за то, что они – евреи». Если наши педагоги осознают этот абсолютно понятный их западным коллегам исторический факт и умом, и сердцем, они смогут донести значение темы до учащихся.
Методист образовательного отдела центра «Холокост», преподаватель одной из московских школ Дмитрий Прокудин отметил отсутствие целостной концепции преподавания истории Второй мировой войны. Устойчивое ее отождествление с Великой Отечественной войной, а точнее, отождествление с глобальным противостоянием русские – немцы, мешает рассматривать ее как элемент всемирного исторического процесса. Кандидат педагогических наук Эдуард Красновский из Российской академии образования отметил, что в учебниках по литературе рассматривается роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», где отражена тема Холокоста. Но есть еще роман Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок», поэма Евгения Евтушенко «Бабий Яр» и другие произведения, которые не включены в обязательную программу по литературе. Поэтому, по мнению Эдуарда Красновского, настало время подготовить элективный (факультативный) курс и издать учебное пособие по литературе о геноциде народов в годы войны, куда войдут и произведения о Холокосте. Доцент Российской государственной налоговой академии Татьяна Каширина отметила, что тема Холокоста крайне слабо представлена в вузовских учебниках не только по истории, но и по истории права.
Учителя московских школ, присутствовавшие на «круглом столе», подчеркивали, что в учебниках по истории обязательно должен быть объяснен термин «Холокост» (Шоа), приведена статистика жертв Холокоста; раскрыта расовая теория нацистов. Но в конечном счете только учитель может донести эту важную и актуальную тему до учащихся.
Учитель Елена Снисаренко подчеркнула, что ее факультатив по истории Холокоста формирует прежде всего гражданскую позицию. И когда за своего соученика – еврея, оскорбленного антисемитами, – вступились его друзья разных национальностей – это тоже усвоение уроков Холокоста.
Преподаватель УВК № 1871 Елена Кагарлицкая сообщила о создании в 2004 году под эгидой Центрального административного округа Москвы школьного музея «Героизм и Катастрофа», который откроется для посещения весной 2005 года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru