Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 42 
ГУМАНИТАРНЫ ФАКУЛЬТЕТ 

Нина ИВАЩЕНКО

Пиши, как положено. Делай, как подсказывает здравый смысл

Секреты выживания в бюрократических джунглях

Чему должен научиться молодой учитель, чтобы стать мастером своего дела? Вечная и достойная обсуждения тема.
Но не менее важно понимать, чего делать не нужно. Чтобы сохранить уважение к себе, любовь к профессии и детям.

На всех совещаниях, «круглых столах», конференциях я слышу и читаю исключительно о лихих победах на педагогических фронтах.
Но удивительное дело: несмотря на заверения в пламенной любви, бесконечном уважении и вечной благодарности «нашим дорогим учителям», начальство всех уровней все время старается подловить подчиненных на нерадивости, неумелости, корыстолюбии и других некрасивых поступках. Чтобы им (учителям) было неповадно проявлять свою, в общем-то, асоциальную сущность, придуманы хитрые ловушки в виде многочисленных подробных опросников и отчетов, в которых учитель, особенно если он еще и классный руководитель, должен многократно в письменном виде подтверждать каждое свое действие как на уроке, так и вне его.
Это особенно тяжко отражается на работе классных руководителей. В соответствии с должностными обязанностями классный руководитель за очень несущественные деньги должен: 1) вести дневники, 2) еженедельно проводить классные часы, 3) организовывать дежурства по школе, 4) готовить праздники и конкурсы, 5) возить своих воспитанников в музеи и театры, 6) вести психолого-педагогические паспорта учащихся, 7) проводить беседы с родителями – и все это непременно фиксировать в разнообразных документах. Если учесть, что каждый классный руководитель еще и учитель, причем с достаточно большой урочной нагрузкой, чтобы обеспечить прожиточный минимум, станет ясно, что на реальную работу с детьми остается очень мало сил и времени. А оценивается эта работа по письменным отчетам. У хорошего классного руководителя на каждого ученика – папочка, а в папочке – все бумажки на месте. Вот и старается молодой учитель, пишет бумажки все свободное от уроков время. Очень скоро смысл воспитательной работы сводится к тому, как красивее написать отчеты. А живые дети, которым хочется иногда простого человеческого внимания, начинают раздражать, потому что они не вписываются в схемы. Учитель спланировал мероприятие – а дети хотят другое. На бумаге было так красиво, а в реальности – кто-то забыл слова, кто-то заболел, а кто-то вообще безобразничал в строю. И случается самое горькое – молодой учитель разочаровывается в детях, они начинают раздражать его. Хорошо, если учитель при этом уходит из школы, но это случается редко. Чаще всего так и остается – учитель со своими отчетами сам по себе, а дети со своими непростыми проблемами сами по себе. А для того чтобы заглушить последние сомнения, учитель начинает трубить в фанфары о своих успехах, подтверждая их цифрами, графиками и красиво разложенными по красивым папкам документами.
Противоядие от этой болезни придумано давно. Вероятно, тогда же, когда общество заболело бюрократией.
Я узнала об этом противоядии, когда начинала работать и наивно пыталась совместить настоящую работу педагога и виртуальную отчетную деятельность (те отчеты – детский лепет в сравнении с теперешними). Опытные товарищи мне объяснили несколько принципов, которые давали возможность, с одной стороны, что-то успевать помимо писанины, с другой стороны, не тратить на нее «цветы своей селезенки». Эти принципы просты и придуманы, вероятно, еще во времена Швейка.
Первый: не спеши выполнять приказ – будет команда «Отставить!». Усвоить этот принцип мне помог один эпизод в самом начале моей работы в школе. В конце третьей четверти вдруг объявили конкурс классных стенных газет. До этого момента ни о каких газетах никто ничего не говорил, и эта сторона классной деятельности прошла мимо моего внимания. Но «партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!». Ребята у меня в классе были золотые. Мы несколько дней подряд задним числом ваяли стенгазеты ко всем прошедшим праздникам и датам. Сделали штук десять и отнесли в пионерскую комнату. Результатов конкурса мы так и не дождались – кроме нас, никто ни одной газеты не представил.
Второй: пиши, как положено, делай, как подсказывает здравый смысл. Например, если учитель по какой-то причине нарушил предписанную расчасовку уроков и на одной из тем задержался, не дай бог отразить в журнале реальное положение дел. Придет методист или инспектор и потребует от учителя и от завуча много килограммов писанины, объясняющей и оправдывающей неслыханную дерзость. Или, допустим, вы видите, что ваши ученики готовы к контрольной работе, но следующий урок у вас в пятницу. Проведите эту контрольную, но запишите ее вторником или четвергом, иначе вас поймают на нарушении санитарных норм. И вообще положите в тетрадь с планами уроков поурочное планирование, переписанное из специальной книжки, и записывайте в классный журнал, что положено. И проверяющие будут довольны, и вам спокойнее. То же и с планами воспитательной работы.
Когда-то во время работы в школе-интернате нас обязали среди дня смотреть с учениками прямые трансляции очередного съезда КПСС. В понедельник, зачитывая своим воспитанникам план работы и развлечений на неделю, я упомянула и этот пункт. Естественно, дети взвыли, на что я им сказала: «А будете стонать, и впрямь будем смотреть съезд». Всю неделю мы спокойно занимались уроками, играми, разговорами, чтением вслух... Зато в плане воспитательной работы было записано требуемое число просмотров съезда, и все были довольны – и мы, и начальство.
Третий: проще соблюдать какую-то – даже самую нелепую – форму, чем пытаться следовать нелепому распоряжению.
Например, в пионерском лагере мне попался старший вожатый, который требовал бессмысленной регламентации режима, такой, что все время должно было уходить на идеологические мероприятия, а на купание, прогулки в лесу и прочие летние радости налагались жесткие ограничения. Сначала все приуныли, а потом нашелся простой выход. Молодые вожатые решили ходить в столовую на завтрак, обед и ужин красивым строем, по утрам на линейках блистать красотой построения и четкостью рапортов. Этого оказалось достаточно, чтобы все остальное время начальство оставляло нас в покое и мы могли работать осмысленно и с пользой для детей. Все остались довольны, и волки (начальство лагеря) были сыты, и овцы (вожатые и дети) целы, и лето не пропало в пустых и бессмысленных препирательствах по каждому пустяку.

Казалось бы, в чем проблема? Действуй по этим простеньким правилам, не попадайся, «отдакивайся» от бессмыслицы – и все будет хорошо. К сожалению, не тут-то было. Как говорит пословица: «Ржа ест железо, а лжа – душу». Двоемыслие часто приводит к потере реальных ценностей. Почти невозможно одновременно чувствовать себя «лукавым рабом» и осознавать достойным наставником.
Когда-то Корнель, Шиллер, Байрон воспевали героев, которые выбирали достоинство и платили за свой выбор жизнью.
Но учитель школы – не герой
пьесы. Достойный выбор для него означает массу мелких унизительных неприятностей в виде шельмования на педсоветах, урезания нагрузки, а значит, и зарплаты, придирки к ученикам его класса и множество всякого другого в зависимости от фантазии обиженной администрации. Администрацию можно понять. Ее тоже проверяют, она живет в еще более жестоком прокрустовом ложе абсурда: выжить, сохранив рассудок и без смутьянов, сложно.
Для молодого учителя, конечно, проще имитировать деятельность, следуя установленным правилам игры. Не обращая внимания на живых детей, проводить мероприятия для галочки, давать ровно то количество уроков на каждую тему, какое положено, писать красивые отчеты и потихоньку переставать уважать себя. Сколько из них начинают ненавидеть своих учеников, которые никак не хотят соответствовать прописанным нормам и правилам и тем самым вынуждают лгать дальше и дальше!
И мы теряем поколение за поколением учителей и учеников, вынуждая их притворяться.
Может быть, еще есть шанс подумать о реальных и очень больных проблемах нашей школы. Может быть, стоит поощрять таких, которые способны анализировать свои промахи и ошибки. Очень хочется видеть живые глаза учеников, слышать вопросы, не предусмотренные планом урока.
Правда, для этого придется полностью перестроить критерии оценки работы школ и даже, возможно, допустить до обсуждения школьных проблем людей, не ангажированных руководством ведомства.

Полный вариант статьи вы можете прочитать в журнале «Родительское собрание».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru