Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 42 
ГУМАНИТАРНЫ ФАКУЛЬТЕТ 

Сергей СТЕПАНОВ,
доктор психологических наук,
профессор ГУ-Высшей школы экономики и Института коммуникационного менеджмента,
заслуженный работник образования Республики Карелия,
генеральный директор Экспериментального фонда интеллектуальных ресурсов,
председатель межрегионального общественного объединения “Институт проблем рефлексивной акмеологии”,
член рабочей группы Президиума Госсовета РФ по модернизации образования,
советник министра образования Республики Карелия,
научный руководитель Петровской школы (№50)
г.Петрозаводска

...и по-новому: обретение профессионализма и перспектив

Как помочь директору, решившему сделать педсоветы в своей школе интересными и содержательными? Первое, что приходит в голову, – залезть в Интернет. Все-таки в XXI веке живем. Набираем в поисковой системе «нетрадиционный неформальный педсовет»... И получаем ответ: «Искомая комбинация слов нигде не встречается». Не бывает, значит, нетрадиционных и неформальных педсоветов? Да и слово-то само холодное, скучное, так и тянет от него меловой пылью и пожелтевшими отчетами. Недаром в инновационных школах встречи для профессионального общения педагогов стали называть семинарами, пленумами, сессиями. Или говорят об активных формах работы – это когда все учителя участвуют в обсуждении, вместо того чтобы долго сидеть, слушать доклад и тихонько заполнять журнал. Вот об активных формах работы учителей на педсоветах мы и попросили рассказать Сергея Юрьевича Степанова, автора системы «Рефлексивной педагогики и психологии сотворчества».

Активные формы работы на педсоветах, которые мы применяем, уже апробированы в некоторых школах Москвы, Республики Карелии, Республики Саха. Методика таких нетрадиционных педсоветов базируется на элементах психологических тренингов и рефлексивных практик. Педагоги успешно осваивают и применяют эти формы. Но если вы захотите их использовать, для начала лучше бы привлечь к ведению такого педсовета школьного психолога или тех педагогов, которые уже поучаствовали хотя бы несколько раз в подобных активных формах работы.

Главное – выбраться из наезженной колеи

Чаще всего школьные педсоветы основываются на более или менее стандартных темах, стандартных ситуациях и стандартных формах. Это один из их главных минусов. Для того чтобы педсовет оказался более живым, интересным, можно придумать какой-нибудь необычный ход.
Многие педагоги пробовали или хотя бы слышали о методе проблемного обучения, которое основывается на процессе совместного размышления. Принципы такого подхода одинаковы и для детей, и для взрослых: тема обсуждения должна быть интересна всем участникам. Кроме того, у собеседников не должно быть готового, стереотипного взгляда на проблему.
Такие темы просто лежат на поверхности ежедневной педагогической работы. Например, если большинство учителей, так же как и директора, перестала удовлетворять форма привычного педсовета, что мешает им обсудить: «Как сделать педагогический совет интересным и эффективным»?
Беда в том, что учителя слишком привыкли ориентироваться на разработки и планы. Все, о чем говорится на педсоветах, испокон веку берут из методичек и учебников. И очень часто проходят мимо действительно насущных проблем. Поэтому начать педсовет можно с предложения наметить самые «горячие точки» в жизни школы. Сначала – индивидуально. Пусть каждый участник выпишет на листок не больше трех проблем, которые его тревожат больше всего. Это должно занять около пяти минут. Совет ведущему: заранее объявлять время, отведенное на каждый этап, и не выходить из этих рамок, иначе вы рискуете потерять темп.
После этого педагоги объединяются по двое и выбирают две-три проблемы, которые будут заявлены от их пары.
Дальше пары объединяются в четверки и делают то же самое: обсуждают предложенные каждой парой проблемы и выбирают из них две самые насущные. Объединять группы еще раз нецелесообразно: если количество участников больше четырех, обсуждение становится неэффективным.
Работа в группах может занять до получаса. Все сформулированные проблемы обязательно нужно записать на доску или на большой лист бумаги.
Этот небольшой рассказ уже дает представление о том, как можно строить обсуждение не по шаблону. К тому же подобная работа позволяет выявить те вопросы, которые действительно волнуют педагогов вашей школы. Это очень важно. Ни одна даже самая лучшая методика проведения педсовета не сработает, если вы выберете тему, которая не интересует учителей.
Но допустим, директор решился провести педсовет таким образом… и обнаружил, что все заявленные проблемы повторяют привычные темы педсоветов и разговоров в учительской: выпускной класс не хочет учиться, в расписании много «окон» и т.д.
Похоже, говорить о действительно важных для них проблемах учителя боятся. В этом случае руководителю придется задуматься о стиле общения с подчиненными. Но может быть и другая причина: педагоги слишком «хорошо» выучили, о чем следует говорить на педсоветах. И это вполне объяснимо: с наезженной колеи свернуть нелегко. Но можно.
Итак, вы видите, что названные проблемы тривиальны. Тогда попробуйте преодолеть их стереотипное восприятие.
Сначала нужно выстроить их по степени значимости. Затем предложите учителям разделиться на три группы. Каждая пусть выберет одну из самых важных проблем. Задача каждой группы – определить, почему проблемная ситуация никак не разрешается, повторяется с удручающим постоянством из года в год. Определив причины, группа должна наметить пути решения проблемы.
Следующий этап – доклады групп. Их можно слушать или на этом же педсовете, или, если вы чувствуете, что учителя устали и интерес теряется, перенести обсуждение на следующий педсовет. В этом случае у каждой группы появится возможность продолжить работу в удобное для себя время. Я бы не рекомендовал затягивать педсовет, если вы ведете его без помощи профессионального психолога.
Следующая встреча начинается с мини-докладов групп: анализ причин и предложения по поводу выхода из проблемной ситуации.
После доклада – обсуждение. Одна из двух остальных групп занимает позицию критиков, другая – защитников. Критики ищут в доводах и предложениях коллег слабые места, а защитники отмечают интересные, конструктивные моменты и, может быть, усиливают, развивают их своими предложениями.
Точно так же происходит с докладом второй группы, а потом и третьей. Только роли групп меняются: докладчик, защитник, критик. Лучше, если члены каждой группы на протяжении всей работы сидят рядом, одной командой.
Все высказанные тезисы необходимо записывать на доску, чтобы сформировать единое смысловое поле. Это должно стать правилом. Только тогда у людей будет складываться культура совместной мыслительной работы.
Возможен и следующий этап. Его необходимость зависит от серьезности обсуждаемой проблемы.
Он может быть перенесен на следующий педсовет, где учителя распределят между собой ответственность за реализацию принятых решений. Предложения, которые обсуждались во время дискуссии, должны получить практическое воплощение. Педагоги должны договориться, когда, в какой последовательности будут реализовываться программы, кто каким пунктом будет заниматься, какие ресурсы для этого потребуются. Немаловажно и то, кто будет контролировать результат. Формы контроля нужно выбирать в зависимости от традиций школы. Оценивать результаты могут администрация, педагогический совет, методическое объединение или родительский комитет – в зависимости от направленности программы.

О чем нужно помнить ведущему

Двум и более группам брать одну и ту же тему нежелательно, особенно если в работе не участвует психолог. Это может привести к конкуренции, спровоцировать конфликт. Помните, пожалуйста, об этом, особенно если вы ставите задачу сплочения и объединения творческого коллектива.
Во время обсуждения докладов в форме позициональной дискуссии ведущий должен не грубо, но настойчиво тормозить желание авторов доклада возражать критикам. Ведущий должен заранее объяснить коллегам, что критику не нужно воспринимать как персонифицированное «нападение» и воспринимать ее в штыки. Это просто форма работы. И критики, объясняющие, что ваше предложение не может быть реализовано, выступают не лично против докладчика и его группы, а следуют методике, которая позволит группе более глубоко оценить и проанализировать свои предложения.

Успех или провал?

Определить, насколько успешно прошел такой нетрадиционный педсовет, можно по нескольким критериям. Прежде всего ведущий сам почувствует, насколько работа захватила учителей, заинтересовались ли они. Кроме того, об успешности можно судить по результату: насколько продуктивными, нетривиальными и в то же время продуманными оказались предложения; активно ли начали их реализовывать. И третье: охотно ли учителя обсуждают новую форму работы, говорят о том, что им понравилось, что вызвало дискомфорт, готовы ли они продолжать осваивать эту технологию.
Кстати, выяснить это можно в самом конце вашей встречи. Предложите коллегам сесть в круг, и пусть каждый ответит на три вопроса: что показалось новым и интересным; что предлагаете изменить в дальнейшем; что каждый лично для себя извлек из такой работы.
В редких случаях я заканчиваю работу вопросом: что каждый готов сделать для реализации идей, высказанных на этом педсовете? Часто эксплуатировать такой ход я бы не рекомендовал. Это довольно жестко – вынуждать людей публично давать обязательства.

Если вы освоили новые формы...

Описанная форма работы может быть использована не только на педсоветах. По моим наблюдениям, учителя, «распробовав» эту технологию проведения педсовета и поняв ее эффективность, охотно переносят ее на работу методических объединений, на подготовку школьных и классных мероприятий.
Постепенно активные формы работы приобретают популярность у педагогов школы. Но полностью переходить на них и совсем отказываться от традиционных методов, думаю, не имеет смысла. У каждой формы работы есть границы применимости. Например, если нужно просто довести до сведения коллег какую-то информацию, это вполне можно сделать в традиционной форме, может быть, слегка разбавив ее элементами обсуждения, чтобы узнать отношение учителей к услышанному.
Чем большим количеством форм работы вы владеете, тем лучше. В этом случае они неизбежно обогащают друг друга, а их комбинации делают работу более содержательной и эффективной, дают педагогам возможности для развития.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru