Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Музей (равно как библиотека или Интернет) – это маленькая модель культуры. И в том, как мы путешествуем по этим пространствам, проявляются базовые ценности того типа образования, который мы исповедуем.
Есть два принципиальных типа путешествий: по готовому экскурсионному маршруту (как в школе, где учебник подменяет живую культуру!) либо через свободное самоопределение путешественников.
Если мы приходим в музей, чтобы провести детей по готовому маршруту ("Посмотрите налево, посмотрите направо…"), – это значит, что и в школе мы предпочитаем двигаться по готовым траекториям.
И совсем другая история, если мы приходим в музей (заходим в библиотеку или в Интернет) с азартом исследователей: когда каждый ребенок прокладывает свой маршрут, является автором собственного движения. Тогда музей не просто источник какой-то интересной информации, не наглядное приложение к очередному школьному уроку, а удивительно точная образовательная модель "другой педагогики": не педагогики учебников, а педагогики собственного движения в культуре.

На языке архитектуры
Город разговаривает с нами. Но как сделать этот язык доступным детям?

Когда пришло время изучать с десятиклассниками тему «Язык архитектуры», я предложила своим ученикам погрузиться не в учебник, а в городскую среду – отправиться в пешеходное путешествие по Москве. Чтобы не ходить большой толпой, мы разделились на две группы. Первую группу я повела сама. Вторая была пущена на самотек. Одна пошла рассматривать лики классицизма в московской архитектуре, другая – храмовое мос-
ковское зодчество. Каждой группе выдала маршрутный лист и карту Москвы. В маршрутном листе указала адреса памятников архитектуры – их надо было найти на карте, проложить между ними путь. Казалось бы, задание нетрудное: кто не знает Большой театр, МГУ на Моховой, Пашков дом, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Соборную площадь, Храм Христа Спасителя! Но вдруг выяснилось, что юноши и девушки, выросшие на окраине Москвы, в историческом центре столицы без метро не знают, куда шагнуть. А я их спрашиваю про язык древнегреческой ордерной системы в произведениях московских архитекторов!
Мы шли и снимали свой путь на видеопленку. Записанный сюжет свидетельствует: учитель только и делает, что постоянно регулирует направление мыслей и действий детей, хотя мне самой как раз казалось, что я ни во что особо не вмешивалась, ну разве в крайнем случае... Однако все случаи – куда идти, как смотреть, как лучше фотографировать – были для меня «крайними». А как иначе? Ведь, находясь на Театральной площади, они не видят Большого театра! Всматриваться в окружающий мир – такой установки у них нет. Беспомощные, придавленные существа! Как же не помочь бедным детям сориентироваться? Потому-то, наверное, и не произошло с нами ничего интересного.
Зато не обремененные присутствием учителя дети, хотя и с трудом нашли дорогу, вернулись абсолютно счастливыми. Они, свободные видеть все, что им угодно, говорили взахлеб и зацепили что-то очень важное, хотя никто не заставлял их анализировать: «У Храма Христа Спасителя чувствуешь себя плохим и маленьким, а вот в Успенском соборе к себе возникает вполне хорошее отношение… Нет, это нам только кажется. Просто в Кремле создан целостный облик площади, а Храм стоит посреди города, где нет ничего похожего даже… Есть, там видны еще церкви, просто Храм не для человека создан, это такие «показательные выступления» современных архитекторов…. В Храм экскурсии… В Успенском соборе тоже! …Ну не так, в Храме и экскурсии другие – для величия... Тут не это важно. Мы стояли и записывали посреди зала, а люди-то ходят вокруг, молятся, это все-таки сбивает. Одна девушка подошла, поцеловала икону. Настолько это было с душой. А мы там были не в своей тарелке, мешали…»
Понятно, что подобная роскошь свободного разговора непозволительна в рамках обыкновенного урока. Там так все устроено, что ни до чего живого все равно не дойдешь. Парты, стол, доска, звонок. А эта наша многочасовая прогулка – это моя личная инициатива, добровольная ответственность. И поскольку она не входит в мой учительский функционал, то работой не является и материально не поощряется. А ведь это и есть самое ценное в образовании: появление и проявление мгновенно-бесконечных ощущений детей!

Елена ПАРХОМЕНКО,
учитель МХК школы № 548
Москва

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru