Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N110 
 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Если зарплаты не хватает на квартплату

Фото А.КОЗИНА

Педагогические работники традиционно относятся к малообеспеченным категориям граждан и являются получателями так называемых жилищных субсидий. Когда речь заходит о реформе ЖКХ, ничто так не пугает, как фактическая отмена льгот педагогическим работникам в сельской местности. Но государство пока не сняло с себя обязанности помогать тем, кто платить «по полной» не в состоянии. Как именно будет осуществляться эта помощь, сказано в публикуемом ниже «Положении о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг».
Прежнее положение, действовавшее с 1999 года, многие вопросы освещало поверхностно или не затрагивало вовсе. В результате некоторые категории нуждающихся в помощи граждан были недостаточно защищены. А другие, напротив, часто получали неадекватно большие субсидии.
Часть II нового Положения дает четкое определение субъекта-получателя субсидии, а также порядка ее оформления. В пункте 3 Положения перечислены категории потенциальных получателей и зарегистрированных совместно с ними по месту постоянного жительства членов их семей. Привязка субсидий к месту жительства не случайна: в число ее получателей таким образом попадают лишь те граждане, которые сами пользуются своим, муниципальным или государственным жильем, а также проживают в общежитиях любой формы собственности. Тот, кто является поднанимателем любого жилого помещения, нанимателем в частном жилищном фонде, проживает по договору безвозмездного пользования или ренты, не может претендовать на получение субсидии.
В указанном Положении достаточное внимание уделено порядку предоставления субсидий: какие документы и в какие органы должен предоставить заявитель, как они рассматриваются и т.д. Оговорено, кстати, что все необходимые для решения его вопроса справки должны выдаваться ему бесплатно. Кроме того, впервые закреплена обязанность гражданина сообщать в уполномоченный орган об изменениях его личных обстоятельств, влияющих на предоставление субсидии (например, у семьи выросли доходы или изменился ее состав).
Кстати, заявитель вовсе не обязан, собрав все необходимые бумаги, лично нести их в орган, рассматривающий вопросы предоставления субсидий, и отстаивать там очередь – документы можно отправить по почте.
В принятом Положении приводятся четкие формулы расчета размеров субсидий. По сравнению с ранее действовавшим порядком расчета новый, безусловно, более социально справедливый. Ведь прежний, по сути, сводился к делению всех потенциальных получателей субсидий на две неравные категории. Т.е. на тех, у кого доход ниже прожиточного минимума, и тех, у кого он выше. Большинство граждан из первой категории (кроме самых бедных) фактически получали одинаковую субсидию, даже если их доход «не дотягивал» до прожиточного минимума всего на один рубль. И обратная ситуация – если доход хоть на несколько рублей превышал прожиточный минимум, размер субсидии становился равным нулю. Нынешний график, построенный по новым формулам расчета, дает плавное снижение размера субсидий по мере увеличения доходов.
Наконец, новый нормативный акт вносит ясность в вопрос определения совокупного дохода семьи. Применявшиеся до сих пор нормативы оставляли массу возможностей для злоупотреблений. Семейные ситуации бывают настолько разными, что подвести всех к общему знаменателю не всегда возможно. В постановочной части рассматриваемого нами документа дается поручение Минпромэнерго совместно с Министерством здравоохранения и соцразвития в 3-месячный срок утвердить методические рекомендации как по расчету самих субсидий, так и по исчислению совокупного дохода семей.
В п. 19 указано, что для определения размера субсидии учитываются расходы на оплату жилья в пределах социальной нормы жилплощади и дополнительной площади, предоставляемой по состоянию здоровья. Субсидия на оплату коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления. Причем в следующем пункте подчеркивается, что норматив потребления берется за исходную величину даже тогда, когда жильцы платят за услуги по показаниям приборов учета, и даже в том случае, если показания ниже. Что это дает гражданам? Во-первых, если отопление, электро-, водо-, газоснабжение поставляются не в положенном объеме, граждане все равно получат полную сумму субсидии. Человек, в квартире которого плохо топят, не должен терять часть субсидии по вине теплосети.
Сегодня подавляющее большинство пользующихся субсидиями россиян пока получают их не «живыми» деньгами, а в виде вычета из начисленной суммы платежей за жилье и коммунальные услуги. Человеку на руки выдают платежку, где уже все за него посчитано – остается только внести «пониженный» платеж и не думать о том, кому пойдет и как распределится начисленная субсидия. В соответствии со старым механизмом субсидию пропорционально начислениям делили между организациями, обслуживающими жилищный фонд, а также поставщиками коммунальных услуг, независимо от качества этих услуг. В новом положении жестко установлено, что субсидия подлежит уменьшению пропорционально снижению начисленного платежа за некачественную услугу. Но, к сожалению, сами получатели субсидий к этим «сэкономленным» средствам никакого отношения пока иметь не будут.
Старая схема предоставления субсидий в виде вычета будет действовать лишь временно, до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные счета. Этот новый механизм в комментируемом документе принимается как основной.
Получатель субсидии открывает в выбранном им банке счет до востребования, на который и будут перечисляться деньги. Получив квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг, в которой указана полная сумма платежа, гражданин сам снимает со счета нужную сумму и оплачивает квитанцию. В этом случае человек имеет возможность решать, забирать деньги ежемесячно или подкопить их, какое-то время оплачивая коммунальные услуги из своего кармана. Он может также дать банку поручение переводить определенную сумму с его счета на счета коммунальных служб. Он сам выбирает, кому в первую очередь платить из своей субсидии: теплосети, которая плохо топит, или жэку, который исправно убирает подъезд и чинит потекшие краны. Таким образом, у организаций сферы ЖКХ появится дополнительный стимул повышать качество услуг.
Граждане смогут собственным рублем влиять на качество работы коммунальщиков. Опыт регионов, где уже введен механизм перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан, показывает, что россияне в большинстве своем достаточно ответственны. Им можно доверить самостоятельно распоряжаться положенной по закону помощью. Механизм реально работает, а возникающие в переходном периоде сложности вполне разрешимы. Тем более новое Положение предусматривает простой и ясный механизм контроля за дотационными деньгами. Если получатель не платит за жилье и коммунальные услуги больше трех месяцев подряд или если он «забыл» уведомить уполномоченные органы о повышении своих доходов, то выплата субсидий приостанавливается. Если же человек попал в число неплательщиков без уважительных причин и отказывается погасить долг в установленный срок или представил заведомо ложные сведения о себе и своих доходах, субсидию ему платить перестанут. Кстати, незаконно полученную сумму придется вернуть в бюджет добровольно, а в случае отказа – по суду.
Среди тех, кто в принципе может претендовать на субсидии, немало граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг. До сих пор в разных регионах страны эту проблему решали по-разному. Где-то субсидии давали всем подряд, не оговаривая при этом срок погашения задолженности – т.е. «прощали» все долги. Где-то, напротив, субсидию не давали вообще, пока долг не погашен, тем самым лишая любой помощи семьи, которым и без того тяжело. Но условия в регионах разные, и общий для всей страны закон тут не сработает. Поэтому новое Положение оставляет за субъектами Федерации право принимать региональные правила предоставления субсидий должникам. Аналогичный подход к предоставлению субсидий гражданам, у которых вообще отсутствуют доходы (не секрет, что в России немало населенных пунктов, где люди живут исключительно своим огородом).
Не ограничивая региональные власти в праве вводить свои меры по дополнительной социальной защите нуждающихся, Положение определяет общие для всей страны принципы предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ, которые позволят сделать этот процесс более разумным и справедливым.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru