Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Призраки семейного круга
Возвращение Франкенштейна по версии Валерия Тодоровского

Еще на первом показе фильма «Мой сводный брат Франкенштейн» (шестого по счету в биографии ныне уже 42-летнего режиссера Валерия Тодоровского) в рамках программы российского кинематографа на XXVI Московском международном фестивале случился в Доме кино настоящий аншлаг – желающие посмотреть эту картину стояли в проходах, сидели на ступеньках. И до самого последнего кадра почти двухчасовой ленты никто не уходил, многие зрители реагировали на действие заинтересованно, а порой и бурно, особенно в действительно захватывающей и отлично исполненной первой половине повествования, которое казалось трагикомическим по своей сути.
А как же иначе можно было воспринимать историю неожиданного явления одноглазого молодого парня по имени Павлик (словно современного Франкенштейна) в обычную московскую семью, состоящую из родителей и двух детей-школьников. Они-то и присвоили внезапно обнаружившемуся сводному брату имя Франкенштейн, имея в виду отнюдь не ученого из многажды экранизированного романа Мэри Шелли, но его страшное Создание. Ведь Павлик тоже производит странное, а иногда и пугающее впечатление, поскольку потерял свой глаз на войне (вообще-то не уточняется, что речь идет о сражениях именно в Чечне), главное же – оказался подверженным мании преследования со стороны вездесущих «духов» в разных значениях этого слова: и врагов-душманов, и неотступных призраков. Он сам временами начинает напоминать зомби, восставшего из мертвых, кем-то запрограммированного, будто робот. И упорно признает среди своих только бывших однополчан да новую семью вместо недавно умершей родной матери. Как раз обретенных родственников этот «бедный, бедный Павлик» пытается спасти от неведомых противников, фактически захватывая в заложники, так что в дело поневоле приходится вступать милиционерам и спецназовцам.
Вот тут, кажется, и происходит смена трагикомической и даже немного абсурдной интонации вовсе не на ожидаемую кое-кем мистическую интерпретацию (хотя почти ирреальная сцена вынужденного бегства пятерых героев из Москвы в электричке почему-то начинает напоминать «Матрицу»), а на вполне социально-политическую трактовку с трагическим подтекстом. Поскольку Павлик-Франкенштейн приносит вместе с собой реальную угрозу для прежде не сталкивавшейся с войной и вообще далекой от всех катаклизмов мирной столичной семьи, как говорится, прочной ячейки общества, а также миниатюрной модели целой России, существующей до поры до времени как бы в стороне от происходящего «где-то на кавказском фронте». И все сводится в итоге к тому, что этот внебрачный сын и сводный брат, будто некий «обломок империи», которому нет места за пределами театра военных действий, оказался совершенно не нужен своим найденным близким, более того – по-настоящему опасен для их жизни.
Данная идея была бы, возможно, внове, если бы не был снят за восемь лет до этого «Брат» Алексея Балабанова. Там тоже непонятный и по-своему загадочный герой якобы с военным прошлым являлся во «вторую столицу России», чтобы проверить ее, так сказать, «на вшивость» и навести там надлежащий порядок. А потом, лишь проездом через Москву, отправиться в «Брате-2» уже за океан, чтобы устроить «кирдык» в Америке. Так что «Мой сводный брат Франкенштейн» выглядит как довольно запоздалый и несвоевременный «Брат-3», словно задавшийся целью сполна компенсировать так и несостоявшиеся похождения Данилы Багрова в «новорусском городе на семи холмах». Но прежде всего фильм Валерия Тодоровского по сценарию Геннадия Островского представляется идеологически осторожным и выверенным, а завершается вообще на ноте зрительского недоумения: как же на поведанное реагировать? То ли посмеяться вместе с явно недалекими милиционерами, решившими проблему новоявленного Франкенштейна единственным известным им способом, то ли всплакнуть над судьбой Павлика и всей как бы незаконнорожденной России, где граждане чуть ли не всегда воспринимаются властью в качестве «подброшенных детей».

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru