Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СТО ЛЕТ НАЗАД 

Проблема использования технических средств в обучении привлекала внимание специалистов, чутких к назревающим общественным тенденциям, еще в конце девятнадцатого века. Знаменитый экономист и статистик, профессор Иван Иванович Янжул, испытав в работе тогдашнюю техническую новинку – пишущую машину «Ремингтон», сразу счел своим долгом выступить в педагогическом журнале с размышлениями о воспитательном значении нового технического средства.
Иван ЯНЖУЛ

Нечто о «Ремингтоне»

«Общее правило всякой машинной работы заключается в том, что она вызывает безусловную потребность известного порядка и подчинения ему, без чего машина отказывается служить. Стоит допустить малейшее упущение, или отсутствие внимания, или недостаток дисциплины воли – и плоды продолжительной работы могут исчезнуть «аки дым». Итак, первое полезное свойство пишущей машины – это приучение к порядку и аккуратности.
Но аккуратность и точность – такие добродетели, которые не могут развиваться в отрыве от других похвальных свойств. Машина непременно развивает у юноши или ребенка наблюдательность, активизирует способность рассуждать, дисциплинирует волю учащихся, без чего не может хорошо идти работа на всякой машине. Если писание на машине привычного человека совершается автоматически, то у обучающегося почти каждое действие вызывает нужду в размышлении и построении тех или иных силлогизмов.
Еще один благоприятный результат важен столько же в воспитательном, сколько и в образовательном отношении: печатные буквы выходят так ясно, отчетливо, что нет более места недоумению относительно ошибок в правописании, расстановок знаков препинания или описок. Здесь не может быть, как в известной пьесе Гоголя, не то «Евдокия», не то «Обмакни».
Американские педагоги, исследовавшие процесс работы на пишущей машине в школах, пришли в выводу, что пишущая машина является превосходным средством для развития не только внимания учащихся, но и сообразительности, а относительная быстрота писания толкает и побуждает к большей быстроте мышления. Больше того, в процессе работы они лучше усваивали язык!
Зажиточные и образованные семьи с большим числом детей разного возраста могли бы взять инициативу попробовать и проверить на практике наблюдения и мнения как мои, так и американских педагогов».

Нечто о воспитательном значении пишущих машин. –
«Вестник воспитания»,
1897, январь, № 1


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru