КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Обратно в Россию транзитом через
Америку
Жорж Баланчин и его балеты на
исторической родине
В 2004-м танцующий мир отмечает Год
Баланчина. Гениальный хореограф родился сто лет
назад в Санкт-Петербурге. Окончил Петроградскую
балетную школу, танцевал в Мариинке, ставил у
Дягилева, явил миру чудо американского балета. На
родине шедевры великого эмигранта появились
лишь с конца восьмидесятых – в Ленинграде, Перми,
Москве. В нынешнем юбилейном году обновленную
программу балетов Баланчина представил Большой
театр, а «Ballet Imperial» в версии Пермского
академического удостоен «Золотой маски».
Однако с тех самых пор, как Мистера Би допустили
на отечественную сцену, вокруг его хореографии
не умолкают жаркие споры: под силу ли нам
Баланчин, справляемся ли, прониклись ли
особенностями стиля? Одни уверены: не
справляемся, так что не стоит и браться. Другие
считают: Баланчин может быть и таким.
Годы идут, критики спорят, публика недоумевает.
Вокруг чего спор? Что же это, собственно, такое –
стиль Баланчина?
* * *
«Делайте балеты. Остальное сделаю я».
Вот это условия! Твори, выдумывай, пробуй. Витай в
облаках, пари в заоблачных высях, а презренной
прозой займется другой. Несбыточная мечта
художника. И все же именно такие слова услышал
некогда Жорж Баланчин из уст Линкольна
Керстайна.
Да могло ли и быть иначе?! Ведь это же Баланчин!
Но не забудем, что речь идет о начале тридцатых. А
тогда…
Триумфальное шествие дягилевской антрепризы
превратило Георгия Баланчивадзе в Жоржа
Баланчина, но Баланчиным он еще не стал. Сладкой
отравы успеха пригубил, но и только. Дягилев умер,
и к тридцати годам создатель «Аполлона Мусагета»
и «Блудного сына» остался у разбитого корыта.
Тогда-то и появился Керстайн. Выходец из семьи
бостонских банкиров, выпускник Гарварда и
страстный балетоман, он с готовностью взял на
себя всю канцелярию, пригласил в США, протянув
хореографу пусть и не волшебную палочку, но
соломинку, за которую утопающий и ухватился.
«Самый искусный из виденных мною сочинителей
балетов… Я согласен поставить свою жизнь на его
талант… Он может совершить чудо, и произойдет
это прямо на наших глазах», – писал Керстайн.
Между тем чудо русского балета давно свершилось.
И хотя в США восхищались дягилевцами и Анной
Павловой, выбирающейся из кризиса, Америке
русский балет был не нужен. Гордо вскидывающей
голову нации нужен был балет американский.
Создать его предстояло Баланчину. Создать или
уйти в небытие.
Два источника и две составные части были у стиля
Баланчина: вскормившая его великая русская
балетная традиция и победный американский
менталитет. Менталитет трудяг и триумфаторов.
Русская школа плюс американский перфекционизм. И
еще одно – особый женский тип. Мистер Би, как
окрестили его в Нью-Йорке, вывел новую расу
балерин. Их стиль – скорее гламур, нежели
романтизм. Непропорционально длинные ноги и
плоская грудь, крепко посаженная маленькая
голова на длинной шее – «чудесные стеклянные
птицы». Стеклянный, хрустальный, а еще точнее –
кристальный. Так на словах можно выразить суть
этого стиля – морфологическую и эмоциональную,
если ее вообще можно выразить на словах.
Плоть от плоти русского балета, поработав на
Бродвее и в Голливуде, Баланчин освоился с
синкопированными нью-йоркскими ритмами,
атлетизмом, головокружительной динамикой,
экстравертной энергетикой. Все это вместе стало
тем податливым материалом и одновременно
совершенным инструментом, что позволило
балетному алхимику ХХ века, переплавив русский
академизм в американском тигеле, найти
философский камень, магический кристалл
неоклассики.
Так что же получается? В иных, нежели породившие
его, социокультурных и временных условиях стиль
невоспроизводим. Сегодня, как ни старайся,
шедевра ампира или готики не создашь – получится
лишь карамельная поделка. Да и балетная практика
свидетельствует о том же. Известно, к примеру, что
ни первейшие из первых американские труппы, ни
Парижская опера при всем высочайшем техническом
уровне и преклонении перед гением Петипа стилем
его во всей полноте не владеют. А в Датском
Королевском балете даже лучших иностранных
легионеров крайне редко допускают к участию в
классических балетах Бурнонвиля.
Стало быть, на нет и суда нет. Нет смысла к чему-то
стремиться, правы неумолимые критики.
И все же, думается, есть смысл.
Если говорить о смысле (а западной
логоцентричной традиции свойственно везде и
всюду отыскивать его), то огромный, глубинный, с
отдаленной перспективой смысл интеллектуальной
деятельности человека, его творческих
стремлений, быть может, заключается в самом
процессе этой деятельности, в самой этой
устремленности, поскольку она сохраняет в
человеке человеческое. А еще – в преодолении. И
тут пора вернуться от общих рассуждений к более
конкретным.
Так что же Баланчин в России?
Да, стиль в изначальной чистоте его, видимо, не
воспроизвести. Но вершинные достижения
позволяют (если, конечно, работать, а не
халтурить) совершенствовать технику и
воспитывать вкус. К идеалу стремиться нужно.
Иначе – зачем? Тем более что нашим скучающим и
закоснелым в штампах звездам необходимо
расширять творческий диапазон, чтобы
окончательно не выпасть из мирового
танцевального пространства. А то ведь мы так
старательно бежали впереди круглой нашей
планеты, что уж совсем почти поравнялись с
отстающими. А равняться надо бы на лучшее. Хоть
это и необычайно трудно.
Можно мечтать о Баланчине, принять
принципиальное решение, сговориться с фондом,
найти спонсоров. Одного нельзя сделать в
одночасье – освоить новую школу, перестроить
по-иному тренированное тело и ориентированное на
психологическую сверхзадачу сознание.
Танцовщикам Мариинки, например, мало танца как
такового, там пытаются «наполнить» Баланчина,
посадить его на подкладку из материи под
названием «загадочная русская душа». В Большом
пять лет назад ухватили было удачу за хвост, да по
неразберихе и лености упустили. Сколько труда,
сколько искреннего энтузиазма было положено
тогда! И был результат. Нынешняя премьера балетов
Баланчина и даже успех отдельных танцовщиков
заставляют думать о том, как много и досадно
утеряно за эти пять лет неоправданного простоя.
Отчего это так? Быть может, столичные амбиции
покоя не дают. Вот ведь в Перми просто работают.
Конечно, «Ballet Imperial» – это по-прежнему «русский
Баланчин». И все же…
А споры? Они не прекратятся. Но и в них тоже есть
смысл. Конечно, если это не безоглядная ругань и
брюзжание, а работа мысли и души.
Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|