Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Невроз навязчивости
Чтобы детям не было страшно, родителям не стоит, ничего не объясняя, произносить
при них слова “инвалид” и “хронический”

Областной социально-реабилитационный и научно-методический центр «Семья» из города Реутова вот уже несколько лет пропагандирует комплекс мер, могущих значительно улучшить психологический климат, в котором существует ребенок-инвалид. Важное место в них отводится специальным факультативным программам. И если бы их доверили вести в школах подросткам-инвалидам, решились бы сразу две проблемы: во-первых, здоровые подростки узнали бы о проблеме «из первых рук», от своих ровесников, во-вторых, именно такие занятия гораздо более способствовали бы реабилитации инвалидов. Повышали бы их самооценку и снижали эгоцентризм. А для многих старшеклассников стали бы и естественной подготовкой к профессии социального работника. Но…
«Когда мы с ребятами едем на экскурсии в другие города и ходим в музеи, – с горечью рассказывают специалисты центра, – везде разыгрывается одна и та же сцена. Как только работники музея узнают, что на экскурсию придут инвалиды, сразу интересуются: «А они что-нибудь поймут? Может, им попроще рассказывать?» Когда наконец перестанет срабатывать этот дурацкий стереотип восприятия инвалида?!»
Из-за такого отношения родители не всегда сообщают в школе о том, что их ребенок – инвалид. Даже учителя порой не в курсе, что у них в классе больной ребенок.
Только в детском саду родители не скрывают инвалидность ребенка. Это слишком опасно, ведь ребенок очень маленький. Родители наивно надеются, что негативный стереотип восприятия инвалида незнаком малышам. Но каким-то образом, словно из воздуха, его усваивают даже самые крошечные дети.
…Когда в старшую группу детского садика пришла Лида, ребята сначала никак ее особо не выделили. Но уже на следующий день прошелестели грозные слова: «инвалид» и «хроническая». Что это значит, объяснить никто не мог. Но приговор был поразительный. «К ней нельзя прикасаться!» И Лиду стали сторониться, чтобы как-нибудь нечаянно даже пальцем или платьицем не задеть ее. Особенно ребят пугало слово «хроническая». В нем слышалось «заразная».
А что же воспитательницы и нянечки? Разве они не замечали, как шарахаются от бедняжки ребята? Трудно представить себе такое. Но только однажды воспитательница спросила: «Почему с Лидочкой никто не играет? Лидочка хорошая девочка. Надо с ней дружить».
К сожалению, это мой собственный опыт. Это со мной Лидочка была в одном детском саду, и это я шарахалась от нее вместе с другими. Слова воспитательницы подействовали на меня, и я подумала, что пускай прикасаться к Лиде нельзя, но дружить с ней надо. В романе или в кино мы с Лидой стали бы дружить вдвоем и постепенно другие ребята поняли бы… В действительности попробуйте-ка дружить не прикасаясь! Тем более что приятели объяснили мне: дотронешься – сама станешь «хроническая», тогда мы и к тебе прикасаться не станем.
Знали ли наши воспитатели о странном табу – запрете на прикосновения? Теперь я понимаю, что скорее всего даже не догадывались: внутренние тайны детской жизни скрыты от взрослых очень плотно. Лидочку вскоре забрали из садика.
Чьи-то родители неосторожно и ничего не объясняя произнесли при детях слова «инвалид» и «хроническая», вызвав зловещую цепную реакцию. Вряд ли они желали худого Лидочке. На деле же только укрепили наш негативный настрой. Причинили зло и Лидочке, и всем остальным детям.
И вот что еще меня удивляет: столько лет прошло, уж и я выросла, и моя дочь институт заканчивает, а ничего в нашей стране не изменилось. Как родители боялись и не разрешали своим детям дружить с инвалидами, так все и продолжается.

Елена ИВАНИЦКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru