Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Федералы сдают своих

Вузы, ПТУ, ИПК, интернаты, издательства, учколлекторы – все эти организации со временем будут либо реорганизованы, либо переданы на региональный уровень

Два документа, разработанные недавно Министерством образования и науки РФ, взбудоражили все академическое сообщество. “Концепция участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки” и “Концепция участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования” дали общественности повод говорить о “развале фундаментальной науки и образования в России”. На чрезвычайном собрании президиума РАН ученые даже потребовали у Путина отставки министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и его заместителя Андрея Свинаренко. Правление Российского союза ректоров на министерский проект разгосударствления вузов отреагировало более конструктивно. 23 сентября была сформирована рабочая группа, состоящая из представителей вузов и чиновников Министерства образования и науки, для подготовки согласованной редакции концепций. 25 октября результаты совместных усилий были представлены общественности. В пресс-конференции участвовали министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и ректор МГУ Виктор Садовничий.

Необходимость реорганизации всей структуры российского образования была вызвана перераспределением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.
В своем первозданном виде концепции выглядели весьма радикально. В министерских документах излагался план преобразования большей части научных и образовательных учреждений в ОАО, фонды либо автономные некоммерческие организации. В результате сокращения числа федеральных научных и образовательных организаций в сочетании с их укрупнением к 2008 году предполагалось сформировать ядро госсектора, состоящее из 100–200 хорошо оснащенных и финансово устойчивых научных организаций и ограниченного количества ведущих образовательных организаций, имеющих приоритетное право на государственную поддержку.
Из отредактированного документа, как отмечается в постановлении Российского союза ректоров, “исключены дискуссионные положения, определяющие конкретное число ведущих образовательных организаций, имеющих приоритетное право на государственное управление”.
Последним пунктом члены рабочей группы особенно гордятся. “Никакие решения, которые затрагивают основы образования или ухудшают ситуацию в отрасли, без обсуждения приняты не будут”, – заверил на пресс-конференции ректор МГУ Виктор Садовничий.
Министр Андрей Фурсенко в своем выступлении тоже попытался сгладить острые углы концепции и убедить собравшихся, что в новых документах нет ничего страшного. Тогда как “несознательные граждане обращают внимание прежде всего на скандальные вопросы, но упускают из виду сущностные, принципиальные моменты”. Например, настойчиво муссируются слухи о приватизации вузов и НИИ, в то время как в концепции основное внимание уделяется предоставлению данным структурам большей самостоятельности.
Кроме того, по словам министра, сокращение количества вузов должно послужить повышению качества образования.
В общем, представители вузов и чиновники обо всем, кажется, договорились и разошлись полюбовно. Что же представляет собой новая концепция?
В первом из шести разделов этого объемного документа приводится статистика. В российской системе образования доминируют организации, находящиеся в муниципальной собственности, – 63%. На долю федеральных образовательных организаций приходится всего 18%. Несмотря на это, в концепции говорится о “чрезмерной концентрации на федеральном уровне государственных организаций”, об их неэффективной деятельности и о падении общественного доверия к государственной политике в сфере образования.
Вывод ясен: оставить на федеральном уровне лишь избранные объекты. Их конкретное количество в новой редакции документа не обозначено, зато сформулированы 10 критериев сохранения участия РФ в управлении имущественными комплексами образовательных организаций.
Будут сохранены и получат дальнейшее развитие государственные организации, обладающие выдающимися достижениями в определенных секторах образования, имеющие известность в стране и в мире, научно-педагогические школы, уникальные научно-исследовательские комплексы, а также большинство учреждений, где обучаются дети-инвалиды, сироты, подростки с девиантным поведением.
Все остальные будут реорганизованы в автономные учреждения (АУ) или государственные муниципальные автономные некоммерческие организации (ГМАНО). Это приведет к смене механизма их финансирования, а передаваемая им собственность утратит федеральный статус.
Сеть федеральных государственных организаций сферы образования включает вузы, ПТУ, техникумы, институты повышения квалификации, учреждения дополнительного образования детей, интернаты, а также ряд унитарных предприятий – издательства, научно-производственные предприятия, базы отдыха, учколлекторы и т.д. Как сложится судьба каждой из этих структур?
За исключением ограниченного числа (не более 500 учреждений, утвержденных правительством), большинство ПТУ и техникумов будут переданы в собственность субъектов РФ. В 2005–2006 годах предусмотрена их поддержка через субвенции регионам и государственные целевые программы, затем предстоит реорганизация большинства из них в автономные учреждения.
Вузы на переходный период предложено сохранить в собственности и под управлением РФ. Впоследствии на их базе будут созданы университетские комплексы, включающие НИИ, научно-производственные объединения, учебные издательства, ссузы и даже ПТУ.
Что касается ИПК, то государственный статус сохранят лишь те из них, которые осуществляют переподготовку руководящих кадров системы образования. Остальные будут включены в университетские комплексы либо преобразованы в ОАО, причем блокирующий пакет акций будет принадлежать государству.
Судьбу ИПК разделят вузовские издательства, научно-производственные предприятия, производители учебного оборудования, базы отдыха и другие федеральные унитарные государственные предприятия.
Учреждения дополнительного образования детей и интернаты общего образования должны быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципалитетов. Некоторые, реализующие наиболее дорогостоящие программы, получат поддержку из федерального бюджета.
Осуществить концепцию предполагается в два приема.
На первом этапе, в 2004–2005 годах, состоится передача в ведение регионов и муниципалитетов более 2500 ПТУ и 1000 техникумов, основная часть которых будет преобразована в АУ и ГМАНО.
В этот же период в состав вузов будут включены 74 научные организации сферы образования и 36 государственных унитарных предприятий. Еще 45 структур, относящихся ко второй категории, планируется преобразовать в АО и приватизировать.
На втором этапе, в 2006–2007 годах, дойдет очередь и до вузов: соответствующие критериям останутся в федеральной собственности. Остальные реорганизуются в АУ и ГМАНО – “в соответствии с законодательством РФ и учетом мнения институтов гражданского общества”.
Авторы концепции уверяют, что эти меры повысят качество образования, сделают его более доступным, послужат интеграции науки и образования, увеличат эффективность использования ресурсов в сфере образования и, наконец, позволят оптимизировать бюджетные потоки.
Смущает только то, что для осуществления всех этих преобразований необходимо будет внести изменения в Гражданский, Бюджетный, Налоговый и Трудовой кодексы РФ, а также в законы РФ “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и “О некоммерческих организациях”. Иначе говоря, концепция даже в отредактированном виде по-прежнему противоречит действующему законодательству.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru