Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Министру надоело
12 лет разработчики пытались вычислить образовательный минимум. Все закончилось волевым решением Владимира Филиппова...

Закон о государственном образовательном стандарте, позволяющем школьникам всей страны получать одинаковый набор знаний, по праву может называться самым важным из трех «китов» модернизации образования. Второй «кит» – единый государственный экзамен. Третий – ГИФО, механизм которого позволяет перевести в рубли баллы, полученные каждым абитуриентом на ЕГЭ.
С тех пор как в Законе РФ «Об образовании» 1992 года было упомянуто о необходимости разработать и принять стандарты школьного образования, между профессионалами не затихали споры, нужен ли стандарт школе.
В СССР нужды в школьных стандартах не было. Единообразие обучения обеспечивал единый учебник, единая программа и унифицированная подготовка учителей. В начале 90-х годов (при активном участии Эдуарда Днепрова, первого и последнего избранного министра образования и одного из ведущих разработчиков стандартов) школа взяла курс на вариативность. Поэтому авторы стандартов (они создавались в 1995, 1997, 1998, 2000–2002 годах) безнадежно пытались решить главную задачу: вычислить «потребительскую корзину» школьных знаний и навыков, необходимых современному человеку. Эти знания государство должно дать бесплатно.
С принятием Госсоветом и Правительством РФ Концепции модернизации российского образования предполагалось, что в 2004/05 учебном году (сейчас сроки сдвинулись на 2006–2008 годы) вся учащаяся Россия должна перейти на ЕГЭ. А чтобы успешно сдать ЕГЭ на всей территории от Калининграда до Владивостока, выпускник должен овладеть стандартным набором знаний. Следовательно, скорейшее принятие закона о стандартах становилось залогом успеха ЕГЭ. Для решения этой задачи были мобилизованы все силы.
Временный научный коллектив под руководством академиков РАО Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова попытался сделать невозможное: за короткий срок согласовать между собой академическое лобби и мнение учительской общественности. Согласия не было. Первой восстала Российская академия образования, которой не понравилось, что у нее отнимают ее священное право – решать, о чем писать в школьных учебниках. Затем против принятия проекта закона о стандартах выступило ректорское лобби во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим.
Еженедельно за длинный стол в одной из аудиторий Высшей школы экономики садились почти одни и те же лица: руководители временного научно-исследовательского коллектива по созданию проекта стандартов, рецензенты проекта стандартов из НФПК, руководители Высшей школы экономики, журналисты, директора НИИ и один или два учителя, которым, впрочем, нечего было добавить к речам представительного собрания.
«Необходимо было определить, что входит в общекультурный стандарт. Эту проблему мы до конца не решили», – признал главную трудность замминистра образования Виктор Болотов.
Заметим: вопрос о том, что есть «общекультурный уровень», относится к области общественного договора. В Казахстане при создании национальных стандартов с «общекультурным уровнем» разобрались за четыре месяца. Два месяца ушло на обсуждение с общественностью, два месяца – на доработку казахского законопроекта о стандартах.
«Если не будет достигнуто согласие 90 процентов участников обсуждения – мы просто не примем законопроект о стандартах», – заверил журналистов Болотов.
Между тем над Министерством образования сгущались тучи. Мероприятия Концепции модернизации образования одно за другим давали трещину. Эксперимент по ГИФО, проводимый в трех регионах, принес наряду с полезной информацией перерасход бюджетных средств. Эксперимент по ЕГЭ держался на сотнях миллионов рублей, выделяемых из ФПРО, и не вызывал бурной симпатии у общественности и ректорского корпуса. В качестве показателя успешной работы Министерства образования оставался только стандарт…
«Не будет стандарта, о котором все скажут: «Это хорошо!» Всегда будут достаточно авторитетные сторонники и противники содержания стандартов, – считает Исаак Калина, руководитель Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ. – Это значит, всегда кому-то придется принимать решение. Хорошо, что для принятия таких решений существует должность министра. Вот Владимир Филиппов и принял решение…»

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru