Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

«Сегодня приступать к новой разработке стандартов нецелесообразно…» –
считает бывший руководитель ВНИКа по разработке стандартов, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования Виктор Фирсов

 – В течение трех месяцев 2001 года вы возглавляли ВНИК по разработке федеральных стандартов. Почему вас поставили во главе этого коллектива?
– Наверное, потому, что я нахожусь, что называется, «в теме» около 30 лет. Еще в 1980 г. мы в АПН СССР сделали базисную программу по математике – прообраз сегодняшних стандартов. В 80-х был совершен следующий серьезный шаг – мы перешли к планированию результатов обучения, т.е. к технологиям операционального обеспечения стандартов. Я принимал участие в разработке московского образовательного стандарта, выполненной в середине 90-х коллективом МИПКРО по заказу Любови Кезиной, – этот проект и по сей день считается одним из лучших.
Наш ВНИК (основу которого составили специалисты РАО) приступил к работе над стандартами в марте 2001 г., и уже к июню мы подготовили первую половину проекта – ту часть стандарта, которая определяет, что должно преподаваться в каждой школе.
Методология разработки предусматривала подключение научной и педагогической общественности на всех этапах разработки проекта. Для организации такого обсуждения проект был широко опубликован. Мы также инициировали ряд исследований, направленных на его оценку и совершенствование. Планировалось провести обсуждение проекта и затем доработать его на этой основе до конца года – такой срок был определен в ежегодном Послании Президента РФ В.В.Путина.
Надо сказать, что обсуждение состоялось. Мы получили сотни писем от больших научных коллективов и от рядовых учителей. Весьма содержательные замечания и предложения высказала РАН, в целом положительно оценившая проект. Поэлементный анализ проекта провели сотрудники Санкт-Петербургского отделения РАН. Интересные данные представили учительские коллективы Ярославля и Сургута, которые оценили, что времени на освоение стандарта надо в полтора раза больше, чем заложено в учебном плане…
Короче, шел нормальный процесс совершенствования, важным элементом которого должна была стать планировавшаяся на осень 2001 г. разработка второй половины проекта – требований к обязательному уровню общеобразовательной подготовки школьников. Однако выполнить эту работу нам не дали… Министерство образования приостановило финансирование проекта, которое осуществлялось через НФПК. Нам оплатили только первую половину работы – порядка 40 тыс. долларов.
– Почему вам было отказано в финансировании завершения проекта?
– Я могу только догадываться – на TV сегодня достаточно фильмов, иллюстрирующих этот процесс. Сначала в прессе появились весьма жесткие статьи А.А.Пинского и Э.Д.Днепрова, фактически хоронившие наш проект. Их авторы не пожелали учесть, что на обсуждение вынесено только полработы. К нам были предъявлены претензии, суть которых прекрасно передают заглавия статей – «Печальный фальстарт», «Минимумы ушедшей эпохи» и т.д. Видимо, содержание этих статей произвело большое впечатление на нового министра образования В.М.Филиппова, который не счел необходимым даже переговорить со мной по поводу стандартов. А в начале 2002 г. руководство ВНИКом было передано Э.Д.Днепрову и В.Д.Шадрикову.
– Но, может, в претензиях авторов статей была своя правда?
– Конечно, была. Мы просто исповедуем разные идеологии. А.А.Пинский и Э.Д.Днепров – радикалы, они считают возможным и необходимым через стандарты навязывать школе свое видение и направление развития. Я более консервативен и стою на позициях обеспечения органического развития школы. К тому же я считаю недопустимым использовать для массовой практики даже перспективные идеи, если они нуждаются в основательном продумывании и нелабораторной проверке (например, компетентностный подход).
Я полагаю, однако, что осчастливить школу не удалось: к стандартам, разработанным под руководством Э.Д.Днепрова, удивительным образом подходят все претензии, которые он высказывал в адрес нашего проекта. Зато потрачено еще два года и раз в пятьдесят больше средств. Впрочем, как раз это очевидный плюс: кто возражает, чтобы нищим научным сотрудникам, которые создавали стандарты, платили нормальные деньги?
– Если бы вам сейчас снова предложили участвовать в работе по созданию стандартов, вы согласились бы?
– Я считаю, что приступать к новой разработке стандартов сейчас нецелесообразно… Это была бы еще одна ошибка, чреватая дальнейшей потерей времени и средств. Сейчас вообще преждевременно разрабатывать стандарты. Ведь никто даже не знает, какая школа у нас будет через несколько лет. Так называемая стратегия модернизации образования, на мой взгляд, страдает именно отсутствием стратегического видения перспективы, на разработку которого и надо направить усилия и средства. И лишь затем, получив ответы на стратегические вопросы, следует приступать к новому проекту стандартов, к переработке учебников и т.д.
Что же касается стандартов, то школа не работает по стандартам. Утвердите любые – хоть сегодняшние «Временные требования», хоть «ледневские», хоть «фирсовские», хоть «днепровские», благо все они похожи друг на друга, как однояйцовые близнецы. Только утвердите их в «мягком» варианте рекомендательного ориентира, позволяющем школе на разумных основаниях отступать от стандартов в реализации своей собственной образовательной программы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru