Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СИТУАЦИЯ

Александр Ананьев:
“Какая катастрофа должна случиться, чтобы правительство сказало: стоп, мы теряем образование!”

Александр АнаньевОдин из главных аргументов против образовательного стандарта и связанного с ним БУПа – то, что государство сразу же прекратит финансировать всякую деятельность школы, которая не вписывается в их рамки. Кружки, секции, компьютерные центры, группы продленного дня, ставки социальных педагогов и психологов – всякая инициатива останется без финансовой подпитки.
Сегодня образовательный стандарт утвержден незаконно, БУП не получил регистрации Минюста. Но им уже пользуются как критерием: что в школе нужно, а что – нет.
На юге Ростовской области есть портовый город Таганрог. Последние восемь лет все местные школы содержала городская администрация. В этом были свои минусы – задержки зарплаты, связанные с периодичностью финансовых поступлений в бюджет города. Но были и плюсы: городская администрация поддерживала все школьные начинания. Нужна ставка программиста? Пожалуйста. Хотите, чтобы в школе социально-педагогической реабилитации детей, брошенных родителями, работали классные воспитатели? Делайте.
Теперь по закону о перераспределении полномочий между уровнями власти финансирование таганрогских школ передано Ростовской области. Областное правительство уже прислало в город комиссию, которая насчитала 342 ставки, “не обслуживающие впрямую Базисный учебный план”. И велело эти ставки убрать. При том что по закону теперь городская администрация просто не имеет права их финансировать.
Из городских школ было уволено 88 человек. Часть из них директорам удалось трудоустроить. Но как теперь быть с отлаженной системой работы школ, которую придется перестраивать, с дополнительным образованием, которого город фактически лишится?
Об этом наш корреспондент Алексей Олейников беседует с заместителем главы Управления образования Таганрога Александром Ананьевым.

– Для начала: сколько всего школ в Таганроге?
– Тридцать восемь школ. Школа № 1 – для глухих, № 2 и 15 – гимназии. Есть еще муниципальный общеобразовательный лицей при Радиотехническом университете и вечерняя школа.
– И все они существовали за счет городского бюджета?
– Да. Около восьми лет все таганрогские школы полностью финансировались
из городского бюджета. И ставки, и ремонт – вообще все. Область не давала ни копейки.
Более того, город нас поддерживал во всех начинаниях. А Ростов охотно нам шел навстречу, открывая новые ставки, – за все платил город.
Например, у нас в 30 школах были созданы видеоцентры как альтернатива отсутствующим техническим средствам обучения. Это локальная система из телевизоров, видеомагнитофонов и видеокамер, позволяющая вести прямую трансляцию по кабинетам. Скажем, учитель физики может заказать в 10 часов один учебный фильм, а учитель литературы – другой, и по одному кабелю будут идти два сигнала.
Потом родилась идея, как эти видеоцентры использовать не только для учебы. Мы стали агитировать детей становиться операторами, дикторами, журналистами. И в некоторых школах у нас выпускались школьные новости.
Под это дело я пробивал ставки инженеров-электронщиков. Нас поддержали, и постановлением главы администрации Таганрога эти ставки ввели.
Потом мы открыли школу социально-педагогической реабилитации для детей, брошенных родителями. Помимо учителей, ведущих часы, там были освобожденные классные воспитатели – они должны были заниматься только детьми – и социальные педагоги. Эти ставки тоже оплачивал город.
Еще, к примеру, в 37-й школе педагоги дополнительного образования вели во вторую смену бесплатные секции и кружки. Получалась школа полного дня: ребенок приходил домой в 5 часов после занятий, после того как он занимался в студиях, кружках.
Это было тоже введено постановлением главы администрации.
Другая история: в свое время мы, руководствуясь нормативами 87-го года, ввели в школах должность программиста. В тех документах было написано: есть компьютерный класс – нужны программист и лаборант.
Когда разваливались заводы, на должности инженеров-программистов в школы пришли мужчины с богатым опытом и хорошим образованием.
Но в 99-м году вышел документ, по которому программист положен, только если в школе есть 31 компьютер. А у нас ни в одной школе такого количества компьютеров нет. По нормативам министерства получается: 20 ЭВМ – это лаборант, пятый разряд, от 21 до 30 машин – это техник, 6–7-й разряд, более 30 компьютеров – программист, 7–13-й разряд. И как нам удержать высококлассных программистов на ставке лаборанта или техника?
Теперь правила игры поменялись. И с этими ставками в любом случае придется расстаться, хотя мне очень не хочется этого делать.
– А когда стало известно о реформе, вы пытались что-то сделать?
– Мы сначала ратовали за переход. Местный бюджет так устроен, что задержки зарплаты практически неизбежны. У нас они доходили до двух месяцев. И все говорили: раз мы выдаем документ государственного образца, пусть государство платит деньги.
Никто не думал о другой стороне вопроса. Когда мы ушли в область, там сказали: извините, все, что придумала ваша городская администрация, – их проблема.
– Администрация Таганрога не сможет выделить денег на внештатные кадры?
– По новому закону о разграничении полномочий глава городской администрации просто не имеет права дополнительно финансировать школу. Он может выделить деньги только из сверхдоходов города.
А область нам говорит: мы обязаны выполнить госзаказ, и мы его выполним – будем финансировать только то, что положено. Более того, по новому постановлению губернатора Ростовской области всякое расширение сети, то есть увеличение ставок, открытие новых образовательных учреждений, должно согласовываться с ним. Раньше я это делал за неделю: готовил проект постановления главы администрации, пробегал по городу, подписывал быстро, и даже среди финансового года нам открывали новые ставки. Теперь же я должен доказать, что это целесообразно.
Но, как правило, наши власти знали городскую ситуацию: что в этой школе есть такая проблема и ее надо решить. В Ростове же никто этого не знает.
– И как вы теперь будете выкручиваться?
– Проверка министерства финансов Ростов-
ской области выявила у нас 342 ставки, не предусмотренные базисным штатным расписанием. После проверки мы начали обращаться с письмами в область, к губернатору, просили сохранить финансирование. Мы за 10 лет вон какой путь прошли, как же мы будем содержать всех этих педагогов? Нам отвечают: за счет надтарифного фонда. Но он же совсем маленький, мы не можем, помогите нам.
А нам отвечают: извините, сейчас бюджетные отношения такие, что мы обязаны обеспечить выполнение государственных образовательных стандартов, и все. А дальше вы привлекайте внебюджетные средства. Спонсорские деньги, родительские.
В Концепции развития образования до 2010 года есть четыре источника финансирования образовательной системы. И когда я их читал, очень удивился. Первый основной источник – это бюджет, а второй – угадайте, какой? Никто не думал, что на второе место поставят в концепции родителей! На третьем месте – предприятия, на четвертом – спонсоры.
– И все таки: что будет с уволенными учителями?
– Когда стало ясно, что перевод на областное финансирование – вопрос решенный, мы на совещании в гороно поставили директоров в известность, что их штатное расписание должно быть финансово обеспеченным.
Всего по городу Таганрогу было уволено 88 человек. Например, из 30-й школы ушли шесть человек. Директор школы уже трудоустроила четверых и сейчас занимается оставшимися двоими. Так же поступают и другие директора.
Но при этом ставки администрации, технического персонала и учителей, входящих в штатное расписание, защищены законом. Они расчетные, их никто не уберет, и никто на них не посягает.
Впрочем, есть проблемы и со штатным расписанием. Число детей в Таганроге уменьшилось на 2000 по сравнению с прошлым годом. Сейчас у нас 25 тысяч детей, а по данным мониторинга, через четыре года будет 20 тысяч. А десять лет назад было 36 тысяч. Это, естественно, отразится на штате образовательного учреждения, неизбежно и в первую очередь пострадают учителя начальных классов. У нас есть школы, у которых уже в этом году были проблемы с набором в первый класс.
Но учителя не хотят уходить, потому что менталитет не позволяет встать торговать на рынке. Поэтому они согласны даже на 16, 14 часов нагрузки, и такого массового сокращения, какое могло быть, не произошло. У нас произошла другая вещь – уменьшение плотности учебной нагрузки на одного учителя, а это влияет на заработную плату.
– Неужели эту ситуацию нельзя было спрогнозировать заранее?
– В начале 90-х была такая анархия, что каждая школа могла ввести у себя какие угодно уроки. Директорам и учителям разрешили передвигать учебные планы, у школ появилось множество степеней свободы. Некоторые директора давали детям по 42 часа учебной нагрузки, а один директор вообще сказал: “Я считаю, что третий закон Ньютона не нужен”.
Именно тогда, в 93-м, создали Базисный учебный план “с целью сохранения единого образовательного пространства”. Теперь же, когда изменились бюджетные отношения, он бьет по нам, хотя изначально был принят с благими намерениями.
Существует еще и другая проблема. В школах 40% директоров пенсионного возраста, мужчин в школах практически нет. У нас очень старые коллективы, по Таганрогу молодых учителей всего 5%, остальные – 40, 50 лет. Мне уже полтинник. А молодые не идут, какой молодой человек пойдет на 8-й разряд – 1100 рублей?
Я порой думаю – какая катастрофа должна случиться, чтобы правительство спохватилось и сказало: стоп, мы теряем образование! Потому что, если мы сейчас не начнем заниматься финансированием школ, упустим время. А школу без денег построить нельзя.

Наверное, многие зададутся вопросом: откуда в казне Таганрога были деньги на дополнительные ставки в школах? Что же это за город такой? Ответы на эти вопросы дает социально-экономическая справка.

Таганрог – один из крупнейших городов Ростовской области и юга России. По данным последней переписи, в городе проживают 292 тысячи человек (идеальная численность населения любого города по критериям ООН – 300 тысяч).
Таганрог – транспортный терминал на пути из южной и юго-западной Европы и Украины во внутренние области России. Грузооборот Таганрогского морского порта – около 2 миллионов тонн в год (для сравнения: Санкт-Петербургский порт – 15 млн тонн, Новороссийский – 50 млн тонн).
Промышленность города относится к высокотехнологичным отраслям (авиастроение, электронное приборостроение, технические и программные средства для вычислительной техники). В Таганроге развита внешняя торговля: в Индию поставляются запчасти для военных самолетов, в Турцию и Италию – черные металлы и пшеница, в Ирак – котлы и трубы.
Средняя зарплата горожан в 2003 году составила 4500 рублей, что на 1000 меньше средней по России – 5500.
Расходная часть бюджета Таганрога в 2003 году – примерно 1,5 миллиарда рублей. Большая часть этих денег была потрачена на нужды социальной сферы.

По материалам официального сайта администрации Таганрога www.taganrog.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru