Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ 
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Осенний вечер с капитаном Митрохиным

После ночной вахты он мог пойти в свою капитанскую каюту, где его ждал старый плюшевый диван, но его тянуло к людям. Он подсел ко мне, и мы вместе стали любоваться берегами. Разговорились о красоте волжской, о былой жизни на этих берегах, о пароходах. Веселое солнце бежало за соснами…
Вот так и остались в моем блокноте эти рассказы капитана теплохода “Николай Славянов” Александра Сергеевича Митрохина. Надеюсь, что если он уж и не на капитанском мостике сейчас, то во всяком случае – на огороде. Доброго здоровья вам, Александр Сергеевич!

Фото Д.ШЕВАРОВА

Как я бросил огород и вернулся в капитаны

…Я работал на большом теплоходе “Леонид Собинов”, ходил по Волге и Оке 14 лет. Теплоход зимовал у меня в Касимове. Потом “Собинова” продали в Болгарию, отогнал я его и ушел на пенсию. Предлагали мне на грузовой пойти. Я им говорю: “Ну как я пойду? Не могу. Я привык работать вместе с женой...”
Прошло несколько лет, вожусь я на огороде, окучиваю картошку. Вдруг внучка кричит: “Деда, тебя к телефону!” Было это в начале перестройки, когда все молодые разбежались и начальник пассажирского порта вдруг вспомнил, что есть такой капитан Митрохин. Подхожу к телефону, а начальник спрашивает:
– Ты чем там занимаешься?
– Да вот пришел с огорода, обирал жуков колорадских...
– Может, ты бросишь грабли, приедешь ко мне работать капитаном на теплоход “Славянов”?
– Жену можно взять?
– Бери...

Как под парусом

Тринадцать лет отработал я капитаном на колесном теплоходе “Кременчуг”. Симпатичный такой, венгерский, 737-й проект. Каюты, коридоры очень напоминают “Славянова”. А тогда работали еще дореволюционные пароходы – “Спартак”, “Володарский”, “Память Азина”, “Чичерин”... Они ходили даже на скоростных линиях. Там же стояли уникальные паровые машины. Огромнейший запас мощности. Мы ходили иногда на пароходах со скоростью 24 километра в час, а теплоходы от силы дают 21 километр. Колесные теплоходы были очень быстроходными. Мы обгоняли совершенно спокойно винтовые.
На колесных оба колеса работали вперед или оба назад. И чтобы в сильный ветер не потерять маневренность, надо иметь огромную практику. Но при большой волне колесники, конечно, чувствуют себя неважно. В случае отказа колеса приходится становиться на якорь.
Что было замечательно – паровой флот работал на самом дешевом топливе, на отходах нефтепродуктов, на мазуте. Для этого по берегам содержали нефтестанции. Осень–весна, мазут твердеет, его надо подогревать. И вот решили избавиться от колесных пароходов. Молодежь это быстро почуяла и неохотно шла на механический факультет, на паровые машины. Все, кто посообразительней, шли на дизельный флот. Я когда пришел на “Собинова”, то первое время не мог уснуть – вибрация. Пятьсот оборотов машина дает, а на колесном всего сорок два. И потому на колесном никакой вибрации нет. Плывешь себе тихо, как под парусом.

Дорога

Я родился в 27 километрах от Касимова, в деревне Гиблицы. Кстати, учился в одной школе с космонавтом Владимиром Аксеновым – слышали? Дважды Герой Советского Союза. После первого полета его пригласили в горком партии как земляка-героя. Предложили: “Давайте мы вам сошьем дубленки – вам, жене, детям”. А он говорит: “Огромное вам спасибо, не нужна мне дубленка, а есть у меня к вам одна просьба: вот до села моего родного дорогу сделайте, чтобы автобус ходил”. И сделали дорогу.

Фрол Романович

А в соседней с нами деревне Лощины другой был замечательный земляк. Ну, вы молодой, наверное, не слышали. Во времена Хрущева был член Политбюро Фрол Романович Козлов. Он часто приезжал в Лощины, уже будучи секретарем ЦК. У него в деревне сестра жила. Работала рядовой дояркой в колхозе. А дом – обычный, деревенский, печка, дрова. Когда Козлов приезжал, сестра спрашивала: “Ну, Фрол, кого в гости пригласим?” Она же сама не могла звать всех подряд – уровень-то какой! Член Политбюро! А он говорил: “Никого не надо. Пригласи Алексея Иваныча Марехина”. Козлов у него когда-то учеником столяра был. Алексею Иванычу в ту пору восьмидесятый год шел. И вот придет старик, очень рад, что вождь, можно сказать, пригласил его в гости. Сестра самовар поставит. Фрол скажет:
– Алексей Иваныч, может, мы с тобой по рюмочке?
– Да, с удовольствием.
Алексей Иваныч выпьет, а Козлов тут и спрашивает:
– Ну, как вы тут живете?
– Да уж как мы тут живем... Вот так и так...
И все ему расскажет. А потом через неделю перед отъездом к Фролу делегация: секретари горкома, председатель горисполкома – хотят рассказать, что и как. А Фрол уже все знает. И что до ближайшей станции 75 километров и ходит один-единственный автобус, и тот всегда переполненный... Уезжая от сестры, Фрол Романович говорил: “Завтра к тебе приедут из горкома, будут тебе предлагать дом отремонтировать, пристройку сделать, газ подвести... Все тебе предложат, а ты ни на что не соглашайся – чтобы все как есть, так и оставалось. Если ты что-то у них возьмешь, я больше не приеду. Мне нравится с ведром ходить за водой...”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru