ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Тысяча и одна инструкция
регламентируют проведение ЕГЭ. И
оказывается, этого мало
Снежный ком инструктивных писем,
регламентирующих проведение эксперимента по
ЕГЭ, разрастается год от года. А региональные
руководители просят у федерального центра все
новых и новых инструкций…
«Организация выпускных и вступительных
экзаменов в традиционной форме никогда не
вызывала особых сомнений, – рассказывает
Вероника Спасская, начальник
административно-правового управления
Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки. – Процедура была отлажена
вплоть до мельчайших деталей: например, что
делать с выпускником, опоздавшим на экзамен? В
период эксперимента по ЕГЭ многие мелочи
превратились для регионов в актуальную проблему.
В 2001 году было издано 17 документов по
регулированию эксперимента по ЕГЭ, в 2004 году их
количество уже превысило 40».
Основой федеральной нормативно-правовой базы
является постановление правительства и
постоянно действующее Положение о проведении
эксперимента по ЕГЭ 2002 года. Рекомендации и
инструкции выпускаются по просьбе регионов –
тем надо знать, как урегулировать ту или иную
проблему.
Вот какие инструктивные письма были, например,
впервые изданы в 2004 году:
– Об участии в ЕГЭ отдельных категорий
выпускников.
– О распределении функций по организации
проведения ЕГЭ в субъекте РФ.
– Об ответственности лиц, привлекаемых к работам
по проведению ЕГЭ в субъектах РФ.
– Об оплате труда лиц, привлекаемых к работам по
проведению ЕГЭ в субъектах РФ.
– О хранении и уничтожении экзаменационных
материалов.
Этот неожиданный перечень проясняет, какие
проблемы волнуют регионы: от санкций за
нарушения при проведении ЕГЭ (ответственность,
как и прежде, полагается только дисциплинарная)
до оплаты труда (если ЕГЭ проводится на
региональные деньги, в субъекте РФ могут сами
решить, по каким ставкам платить), до технологии
уничтожения использованных или
невостребованных пропусков в ППЭ.
Остается ряд нерешенных вопросов. Например, как
проводить ЕГЭ в
так называемых удаленных и труднодоступных
территориях? Федеральный центр пока не берется
решать, какую территорию следует относить к
труднодоступной. Критерии образовательной
удаленности до сих пор остаются невнятными.
Право определить, какую территорию считать
труднодоступной, остается за главной
исполнительной властью субъекта РФ. А технология
проведения ЕГЭ в таких медвежьих углах еще будет
уточняться.
Выдвинуто предложение отказаться от пересылки в
столь отдаленные места свидетельств о сдаче ЕГЭ
– это лишняя трата денег и времени. Возможно,
выпускники смогут получать и рассылать свое
свидетельство в электронном виде либо, приехав
на Большую землю, воспользоваться протоколом о
сдаче ЕГЭ, которому будет придан официальный
статус.
Во всяком случае, в 2004 году – рекордном по
задержкам с рассылкой свидетельств ЕГЭ – многие
руководители образования просили урегулировать
проблему со своевременной выдачей результатов
госэкзамена. Некоторые даже создали у себя в
районных управлениях особые «книги учета
времени выдачи результатов ЕГЭ».
В 2005 году будет разработано положение о
региональном центре обработки информации (РЦОИ).
Планируется детально определить и расписать
взаимоотношения государственной
экзаменационной комиссии (ГЭК), конфликтной и
предметной комиссий, РЦОИ и других структур.
В 2005 году нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ
станет ключевым вопросом. За это время
Министерство образования и науки и Федеральная
служба по надзору в сфере образования
рассчитывают подготовить
нормативно-законодательную базу, которая
обеспечит переход нового экзамена в штатный
режим.
Первым документом в этом ряду должно стать
постановление правительства. Его проект уже
подготовлен и направлен в ведомства на
согласование. В ноябре планируется создать
рабочую группу по подготовке к созданию
законодательных и подзаконных актов, касающихся
ЕГЭ. В январе – начать работу над проектом нового
федерального закона: о внесении изменений и
дополнений, касающихся ЕГЭ, в образовательное
законодательство. В марте 2005 года – разработать
проект программы поэтапного проведения ЕГЭ в РФ.
В 2004 году вместо Министерства образования РФ
появились три федеральных органа исполнительной
власти. Общие приказы об участии регионов в ЕГЭ
2005 года и приказ об участии в эксперименте вузов
и ссузов будут издаваться Министерством
образования и науки РФ. Остальные документы,
касающиеся конкретных проблем, – Федеральной
службой по надзору в сфере образования и науки.
Инструкции по проведению ЕГЭ 2005 года будут
утверждены и направлены в регионы не позже
декабря. Предполагается, что они их не станут
печатать в отдельных сборниках, а просто
разошлют по РЦОИ в электронном виде.
Что до действующего Положения о проведении
эксперимента по ЕГЭ, то оно не менялось с 2002 года.
Теперь к нему прилагается столько
соответствующих рекомендаций и инструкций, что
юристы не берутся подготовить новое положение в
будущем году. Возможно, оно появится – если
появится вообще – в 2006 году.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|