Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Говорят, любовь к книге – это талант. Как музыкальный слух, как математические способности. И если этого таланта нет, то какую книжную радугу перед ребенком ни раскладывай, он будет с интересом читать только рекламу и объявления.
Так ли это?
Дети очень хотят быть похожими на любимых взрослых. Книга для ребенка всегда связана с человеком, который ее читает.
Вот бабушка в Рождественский или Великий пост читает вслух евангелие на старославянском языке – ребенок не понимает ни слова, но слушает и получает чудесное ощущение. Вот старший брат читает вслух учебник – ребенок понимает не всё, но ему интересно. Вот мама читает на ночь – это покой. А вот и первая учительница с книгой в руках… Момент судьбоносный. Интересно ли? Чудесно или бесконечно скучно и для учительницы, и для ученика?

 

 

 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

“Робинзон Крузо” в школе и дома

А умеют ли читать родители? Этим вопросом задается школьный библиотекарь

«У нас всегда ребята сдают учебники в очень хорошем состоянии. Вот, посмотрите!» – сказала Светлана Валентиновна Кошелева, библиотекарь средней школы №2 из города Боровичи Новгородской области, подводя меня к книжным полкам. Действительно, учебники старые, многие служат больше пяти лет, но в них – ни одной записи ручкой, ни одной разрисованной фотографии. Потрепанные обложки, аккуратные страницы.

Мы часто забываем, что дети, пришедшие в школу, живут еще и в другом мире, в мире своей семьи. От того, как в семье относятся к чтению, даже в большей степени, чем от школьного учителя, зависит, научится ребенок читать или нет.
Каждый год, встречаясь в начале сентября с папами и мамами первоклассников, Светлана Валентиновна спрашивает, умеют ли взрослые люди... читать. Естественно, в ответ – недоумение, граничащее с возмущением. Конечно, все умеют, благо и в школе учились, и в институте. Но можно складывать из букв слова, из слов – предложения, а можно видеть прочитанное, словно ты и не читаешь вовсе, а просто переносишься в другое измерение и ощущаешь, представляешь то, о чем написано в тексте. Как это объяснить взрослым людям?
«При первой встрече я читаю родителям небольшой текст. Очень простой – о том, что в красивой комнате на столе лежит ароматный ярко-желтый лимон, от которого отрезают тоненький ломтик, посыпают сахаром, кладут на язык... Читаю медленно, с выражением, а потом спрашиваю, почувствовали ли слушатели вкус лимона. Многие даже морщатся в этот момент, во рту становится кисло. Тогда я объясняю, что для того, чтобы научить своего ребенка читать, обязательно нужно как можно чаще заниматься этим вместе с ним. Читать ему вслух, причем так, чтобы образ прочитанного вставал перед глазами обоих. Этому я приглашаю их научиться на моем кружке для взрослых».
Вспоминается традиция, давным-давно введенная в начальной школе: проверка так называемой скорости чтения. Дети, один за другим, выходят к учителю (часто рядом с ним еще один проверяющий, завуч) и читают кусочки текста с максимальной скоростью. При этом взрослые засекают одну (!) минуту и считают (!), сколько слов ребенок сумел за это время прочитать. Вот уж действительно, лучшего способа отбить желание читать и не придумаешь! Если после этого закрыть рукой текст и попросить ребенка пересказать его, можно услышать и такой ответ: «У меня не было такого задания! Я же читал, а не понимал!» Чтение – отдельно, понимание – отдельно.
А вот при совместном домашнем чтении не проверяют «скорость», просто родители и дети вместе погружаются в текст. Сначала читает ребенок. А когда устает – книжку в руки берут родители и дочитывают сказку до конца. Ведь это просто интересно – узнать, чем же закончилась история!
Так день за днем детей приучают: чтение – это увлекательное и интересное занятие, на него не жалко времени никому. Иногда книги начинают читать вслух целыми семьями, включая бабушек и дедушек. А в центре этого процесса всегда книга, а не секундомер и не отметка за выполнение домашнего задания.
«Я считаю, что неправильно говорят, мол, новое поколение стало меньше читать. Они читают, но другую литературу – по информатике, например, или в Интернете. Это – то, что интересно сегодняшним детям, и мы должны уважать их интересы. А чтобы читать все, что мы им предлагаем и все, что интересно им, не хватит ни времени, ни сил. Но всегда у взрослых есть возможность поделиться с детьми своими увлечениями. Я своим детям даже в старших классах читала вслух «Графа Монте-Кристо», например. И отнюдь не считала, что делаю что-то особенное: сыну было интересно слушать, а глаза за день так уставали, что сам читать просто не мог. Нагрузка у школьников слишком большая».
Добиться уважения можно только одним способом: уважая интересы другого человека. Так просто. Так сложно. А когда книга, прочитанная вместе, закрывается, происходит другое таинство – обсуждение прочитанного. Именно таинство, потому что в этот момент люди делятся с близкими самым сокровенным – своими мыслями. Научиться по-настоящему обсуждать что-то вместе с ребенком трудно. Мы, взрослые, часто убеждены, что понимаем все лучше, чем дети, поэтому вместо обсуждения начинаем навязывать свои мысли, идеи, свое понимание, причем этим можно навсегда отбить желание и читать, и думать о прочитанном. Но счастливы дети и родители, сумевшие преодолеть барьер времени и научившиеся, обсуждая книгу, быть интересными друг другу людьми.
«С родителями мы встречаемся раз в четверть, я даю им список книг, которые рекомендую прочитать дома, иногда советую, как лучше проводить обсуждение. Зато с ребятами кружок проходит каждую неделю, и о родителях мы не забываем никогда. Например, читаем в классе какое-нибудь произведение, и я прошу спросить у своих близких, читали ли они его, если да, то что они думают о том или ином герое. А потом дети рассказывают друг другу о мнениях своих родителей».
Это не позволяет папам и мамам отмахнуться от детских вопросов. Если взрослые не читали интересующую ребенка книгу, они не смогут отделаться пустыми фразами типа «интересная сказка» или «поучительный рассказ». Ведь их ребенок будет рассказывать друзьям о мнении своих родителей, для ребенка очень важно, чтобы то, что он рассказывает, было и интересно, и оригинально. Дети хотят гордиться своими родителями не меньше, чем родители – детьми. При этом задача, возлагающаяся на первоклассника, очень сложна: ему нужно не только понять, что именно родители хотели сказать, но и донести их мысли до одноклассников. При этом у первоклассника развивается множество качеств, необходимых и в жизни, и в учебе. Среди них умение понимать другого, сохраняя собственную точку зрения. Где еще наша школа учит этому?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru