Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Прогулки по пейзажному парку
Воспитание без педагогики

Анатолий БЕРШТЕЙН Член Союза журналистов, педагог, публицист, автор книг “Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии”, “Оставайтесь после уроков”.Я попытаюсь аргументировать тезис, что воспитание происходит вопреки педагогике. Небольшое семантическое предисловие. В Древней Греции педагог, или «детоводитель», – это был не тот человек, который, что называется, вел ребенка по дороге жизни, через тернии к звездам. Дорога была обыкновенная – от дома до школы и обратно. Педагогом обычно был раб. То есть изначально человек несвободный, несамостоятельный, с функциями узкими и сугубо технологичными. Так мы и договоримся сегодня различать понятия: педагогика – сумма технологий для достижения учеником социальной зрелости и успеха в жизни, а воспитание, скажем так, питание человека в высоком смысле слова, в том числе духовном.
У педагогов есть четко определенные цели и задачи, они знают, чего хотят добиться, и знают, каким способом это сделать эффективнее. Главное – помочь ребенку встроиться во взрослый мир, для чего его учат сумме навыков и понятий, позволяющих комфортно ощущать себя в этом мире. У воспитателей задачи другие. Я попробую описать их на примере замечательной книги Герберта Уэллса «Негасимый огонь». Главный герой – директор респектабельной английской школы времен Первой мировой войны, с замечательной атмосферой, уважаемый всеми человек. Но вот в школе случается череда несчастий, погибают дети. От переживаний он заболевает раком, и попечители школы подбирают кандидатуру другого директора, полнейшего его антипода. Но дело здесь не в этом повороте сюжета, а в том столкновении позиций двух директоров школ, в столкновении двух систем ценностей. Я позволю себе процитировать фрагменты монолога этого директора: «Если успех является оправданием жизни, значит, мы должны готовить детей к успеху. Но если они будут учиться ради этого, у них не возникнет потребности в понимании мира, жизнь будет не приключением и борьбой, а простым послушанием и получением удовольствий от наград. Но я всегда верил сам и учил своих детей, что если Бог чего-то и требует от человека, так это величайшего стремления к сотрудничеству и пониманию. Некоторые из бывших моих учеников уже стали хорошими бизнесменами, потому что они стали больше, чем просто деловыми людьми. Но я никогда не делал из них бизнесменов и никогда этим заниматься не буду. Мой коллега рассматривает физику и химию не в качестве помощи для понимания мира, а в качестве помощи в торговле. А мои мальчики изучали историю человечества так, что она становилась их личным приключением. Они учили географию так, будто мир находится в их распоряжении. Языки преподавались так, чтобы прошлое снова стало для них живым и чтобы в их душах открылись окна в души народов».
Как мне кажется, эта позиция и есть воспитание, несколько отличающаяся от другого – противоположного, технологичного подхода. Если попробовать записать цепочки опорных слов, получится вот что. Педагогика – здравый смысл – успех.
Воспитание – смыслы жизни – понимание себя и мира.
Еще один тезис: нужно сразу окунать ребенка в мерзости мира, чтобы он как можно раньше научился защищаться и приспосабливаться.
Противоположная позиция предполагает обратное – воспитывать иммунную систему, на время укрыть от зла, питать добром, красотой, правдой до того момента, когда ребенок, внутренне окрепнув, сможет самостоятельно, сознательно сопротивляться окружающему злу, не приспосабливаясь к нему, не быть таким, как все.
Симон Львович Соловейчик часто повторял, что педагогическое мешает человеческому. Может быть, он имел в виду, что педагоги чаще всего исходят из мысли, что людей и мир можно переделать, надо только приложить известные усилия, вооружиться определенными методами. Следовательно, встречаясь с человеком, они обращают в первую очередь внимание на его ошибки и недостатки, от которых надо избавиться. Более того, они очень стараются, хотя в конце концов, может, ничего не получится. И тогда они начинают раздражаться, злиться на свой «объект воспитания». Возникает парадокс: педагогика из человеколюбия превращается в человеконенавистничество. Когда же мы говорим о воспитании, прежде всего, конечно, обращаем внимание на достоинства человека, иначе мы просто не сможем общаться с ним. Продолжая фиксировать опорные слова, отметим: педагогика – поиск недостатков, воспитание – опора на достоинства.
Теперь коснемся садово-парковой культуры. Педагогика напоминает мне регулярный французский парк с ровными, разлинованными дорожками и деревьями, красиво подстриженными под одну гребенку. А воспитание – это парк английский, пейзажный, где все вписывается в имеющуюся окружающую среду, в ландшафт местности. В воспитании мы опираемся на природу конкретного человека, его индивидуальные особенности.
Среди многочисленных определений воспитание может быть и такое: воспитание – это трансляция ценностей взрослого человека ребенку. Педагог же чаще всего транслировать ничего не может, потому что обычно у него нет собственных ценностей, которые он бы выстрадал, выносил в душе или по меньшей мере считал необходимым об этом говорить. В лучшем случае он может ретранслировать чужие ценности детям, выполняя социальный заказ. Поэтому он и не несет большой ответственности за то, что в результате этого происходит с ребенком. Воспитатель же, напротив, как человек, имеющий свое видение ребенка и культуры, конечно, несет ответственность за то, что и как он преподает детям. Случается, что преподанное в школе меняет судьбу ребенка, когда он становится взрослым человеком. И этот обретенный смысл может идти вразрез с тем, что думает подавляющая часть общества.
Сегодня мы видим, как происходит усиление технологической, утилитарной, педагогической стороны в школе в противовес воспитательной. Все больше учителей заботят успех, карьера учеников, все больше ретрансляции, все меньше рождается собственных ценностей…
Реплики из зала:
– Не думаю, что надо рассматривать оба понятия в категориях плохо–хорошо, это просто два разных методологических и ценностных подхода к воспитанию ребенка – рациональный и иррациональный. Но, может быть, есть что-то, что их объединяет?
– Есть, наверное, горизонталь жизни, в которой мы все живем и не можем с ней не считаться, но есть и вертикаль – вот об этом речь, и о ней не надо забывать.
– Педагогика предметна, а воспитание атмосферно…
– Но взрослому часто труднее, чем ребенку, выбраться из тисков официальных требований, из прагматизма жизни…

Записала
Елена ЛИТВЯК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru