Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Слово, жест, интонация
Психотехника учителя: от педагога к человеку

Дмитрий СОРОКОВ Профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ.Утром второго дня в Голубой гостиной собрались те, кто жаждал не теоретических разговоров об учителе и ребенке, а практики. Кто хотел знать, что конкретно можно сделать, чтобы помочь конкретному ученику. К Дмитрию Сорокову пришли обучаться техникам психологической поддержки, а оказалось, что главное в этом деле – способность учителя увидеть душу ученика. Самостоятельную, живую, требующую внимания…

Дмитрий Сороков. Что значит быть учителем в сегодняшнем мире? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, придется сосредоточиться на внутреннем мире человека. Эффективный учитель сегодня – прежде всего аффективный учитель, способный, готовый отодвинуть в сторону преподаваемый им предмет и увидеть в качестве специального содержания и предмета работы с детьми душу ученика. Замечательно, что можно научиться быть этим эффективным-аффективным учителем. Есть навыки, помогающие понимать чувства ученика (эмпатические навыки). Есть способность учителя уважать личность ученика, этому тоже можно научиться. И наконец, искренность учителя по отношению к ученикам. Бывают моменты в жизни, когда не только искреннее выражение радости, но и учительский гнев и печаль достигают сердца ученика, спасают здоровье обоим.

Участникам тренинга было предложено понаблюдать за модельным уроком с последующим обсуждением. За ним последовало получасовое занятие со специалистами-психологами, передававшими конкретные эмпатические техники, позволяющие учителю учить, реагируя на то, что происходит в этот момент в душе ученика. И снова модельный урок уже с использованием других техник. «Чувствуем ли мы разницу? Изменилось ли наше внутреннее самочувствие и самочувствие ребенка после этого?» – спрашивает учителей Сороков.
Опыты ставили на себе. Решилась попробовать молодая учительница из Подмосковья. Предмет – экономика. Тема урока – объяснение смысла некоторых экономических терминов. Студенты психологического факультета изображают старшеклассников. «Класс» занят своими проблемами и совершенно не собирается слушать объяснения «учителя». В довершение всего посреди урока звонит мобильный телефон. Инга, его обладательница, безутешно плачет после разговора… Учитель в растерянности. Как хорошо, что кончились отведенные пять минут модельного «урока»! Теперь участники тренинга и специалисты-психологи будут работать над специальными техниками «вчувствования» в другого человека, призванными разрешить трудную задачу – помочь девочке и не сорвать урок.

Реплики из зала:
– Мне кажется, жизнь современных детей достаточно сложна, а мы приходим на уроки, находясь внутри своих проблем. Впрочем, и дети тоже. Часто им абсолютно все равно, что от них хочет преподаватель. И учителю приходится ломать голову: как же заинтересовать, переключить внимание учеников с их внутреннего мира на изучаемый предмет?

– А может, наоборот.
Это учителю надо научиться переключаться с предмета на внутренний мир подростков?
Как же этому научиться? Например, воспользоваться техникой дублирования – называть словами чувства ученика. Встать позади него и говорить от его лица до тех пор, пока он не скажет: «Да, именно это я и чувствую!» Учитель перебирает разные оттенки чувств – скуки, печали, страха, уныния. И в какой-то точке учитель наконец достигнет взаимопонимания с учеником.
Другая техника называется несколько непривычно – «пристройка». Действительно, учитель словно пристраивается к ученику, в точности повторяя его позу, жесты, интонацию, чтобы физически ощутить состояние ученика и попытаться правильно его назвать. И опять, если учителю это удается, подросток идет на контакт.

Реплики из зала:
– Разве это универсальные средства? Ведь трагедии на уроке случаются не каждый день. Бывает, ребята срывают урок от лени, скуки…

– Подчас подросток не может объяснить, что с ним происходит, тем более при всем классе. Понятно, что оставить его одного со своими проблемами нельзя, но и разрешить ему покинуть класс тоже нельзя, мало ли что может случиться с ним в состоянии аффекта? Лучше пусть Инга вместе с подругой выйдет в коридор, и подруга попробует ее успокоить…
– А может, вообще по-другому? Пусть учитель выйдет вместе с учеником в коридор, дав самостоятельное письменное задание классу. Там они смогут прояснять чувства сколько угодно, не мешая учению остальных.

Инга. Мне кажется, это абсолютно правильное решение! Именно это мне сейчас нужнее всего! (Аплодисменты в зале.)

– Если учитель во время обыкновенного урока попытается войти в состояние ученика, это может привести к разрушению его как учителя. Он не дал положенного, запланированного количества информации, ради которой пришел на урок. А на самом деле, конечно, надо начинать занятия не с объявления темы урока, а с прояснения мотивов учеников: ради чего они пришли сейчас в класс?

– Хорошо бы это определять в самом начале урока, когда учитель, войдя в класс, уже по репликам и жестам учеников видит эмоциональную температуру класса. Тогда сразу будет понятно – можно ли сегодня серьезно заниматься, или кого-то надо лечить и спасать.

– Но ведь бывает, что тот ученик, который наиболее эмоционально ярко проявляется во время урока, на самом деле не имеет никаких проблем, а хочет лишь досадить учителю. Стоит ли всматриваться в него?

Записала
Елена ЛИТВЯК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru