Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Пишу “пять”, пишу “плюс”, пишу “три”...
Навстречу детям, или Право на творчество

Софья Николаевна ЛЫСЕНКОВА Народный учитель СССР, учитель начальных классов пансиона МГУ им. М.В.ЛомоносоваСегодня, пожалуй, разговор в каждой аудитории будет исповедью. И каждый попытается понять, что он может сделать, идя навстречу детям.
И я тоже, готовясь к встрече, думала еще раз о том, чем я могу помочь детям. А могу я немало: дать методику, с помощью которой можно учить всех детей без отбора и без унижения.
Мне хотелось бы повесить у самых высоких кабинетов такое напоминание: «Тот, кто разделяет детей на умных и не очень, – не профессионал». Потому что разделение детей стало повсеместной бедой. Как-то я спросила у учителя-математика, работающего в математическом классе: как вам работается с этими детьми? И он ответил: с ними работать очень интересно, если не думать об остальных. Но настоящий учитель всегда помнит об остальных.
Проработав столько лет в школе, я все равно каждый день готовлюсь к урокам. Каждый следующий класс отличается от предыдущего, и прийти в новый класс со старым планом никак нельзя. Есть такие дети, которых даже опережение, значительно помогая, в хорошисты не выводит. Есть те, для которых русский язык не родной. Но я все равно утверждаю, что сажать их в отдельные классы не надо. Я знаю, какие вопросы я задам этим детям, чтобы их ответ прозвучал достойно. Я учу весь класс во втором по третьему, в третьем – по четвертому, а после третьего кто-то может перейти прямо в пятый, получив год в приданое. Те дети, что послабее, смогут добрать недостающее, поработать в четвертом классе положенный им год. Так что и новый переход на четырехлетнюю начальную школу я повернула к детям, использовала в их интересах. Думаю, этот опыт можно обобщить и распространить.
Учебники трехлетней начальной школы никто еще не выкинул, их можно использовать наряду с учебниками для четырехлетней, не задерживая тех, кто может двигаться быстрее, и не подгоняя тех, кому материал дается медленнее, но обучая по крайней мере первые три года вместе. Учителя знают, что ребенок учится не только у учителя. Ему нужна живая опора. Он учится на каждом хорошем ответе сильных учеников.
Обидно сегодня слышать о перегрузках. Ведь стоит только начать использовать перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом – так полностью называется моя исследовательская тема, – и времени у учителя высвобождается столько, что он в нем просто купается. Ему становятся не нужны домашние задания.
Надо быть честными: переход на четырехлетнюю начальную школу произошел потому, что многие дети за три года не успевали справиться с напряженной программой. И за четыре не справятся, если не работать над методикой. Начинала я работать с 42 детьми в классе. Тогда было положено с отстающими раз в неделю проводить дополнительные занятия. А я, не жалея своего времени, желая вытащить детей, каждый день оставляла по 13 человек и занималась с ними дополнительно. Потом тащила домой кипы тетрадей, в которых было столько ошибок, что проверка затягивалась за полночь. Я быстро поняла, что все мои усилия не дают результатов, я только мучаю себя и детей. И мне однажды приснилось, что этим детям мало того времени, которое положено на тему. Но добавлять время, давая дополнительные занятия после уроков, непродуктивно. Их надо вписать в урок. Надо опережать, потихоньку начинать говорить о будущих темах задолго до того, как они подойдут по программе. В первый же месяц мое изобретение сработало.
Поначалу, когда я рассказывала о своем методе, многие понимали опережение как гонку: «Какое опережение, у нас полкласса слабых». Как раз для них-то и нужно опережение. Любой слабый усвоит счет с переходом через 10, если на него в классе будет не 5 уроков, а 60. Когда приходит время тему объяснять, у нас уже не объяснение, а обобщение трудных моментов темы. Контрольную пишем вовремя, и все с ней справляются. Пять уроков на тему много. Мы его сэкономим, например, на этой теме – час, и выйдем на фактическое опережение: закончим все, что положено пройти в этом году, к 15 марта и познакомимся с самыми трудными темами будущего года. В первом классе – с таблицей умножения, во втором – с многозначными числами, в третьем – с десятичными дробями для пятого класса.
Но чтобы выкроить на уроках минуты для разговора о перспективных темах, надо сначала организовать урок так, чтобы не терять времени даром. Каждый учитель знает, сколько времени отбирает плохой ответ, когда ученик молчит, не знает, что сказать, мнется, мямлит. Таких ответов быть не должно. Чтобы их не было – управление и опорные схемы. Чтобы ученик не ошибался и запоминал правило, на доске висит схема. Каждый, отвечая, смотрит на нее, а я еще и указкой вожу. Правило не один раз прочитано в учебнике, а схема его прослежена бесконечное число раз при выполнении заданий. На доске может висеть и несколько схем, но только те, с которыми идет работа, – съемные, подвижные. Маленькие, которые раздаются на парты ученикам, хранятся в папках под номерами.
Схема – это не элемент оформления класса, а рабочий инструмент. Схема экономит время ответов. Я спросила у одного мальчика, который пришел из другой школы: «Схемы висели у вас в классе?» – и он ответил: «Там, на стене сбоку». Сбоку на стене – это для проверяющих, а не для детей!
На уроке у меня не бывает замечаний. Никаких: «Куда смотришь? Почему не пишешь?». Организует и задает темп работы комментированное управление. Кто-то ведет: «Пишу пять, пишу плюс, пишу три, пишу получится…» – и никто не отвлекается, движутся все вместе.
А кроме главных открытий есть еще тысяча мелочей. Когда-то у меня была статья: «Тысяча мелочей – это тоже диссертация». Например, я изобрела способ, как спасти парты от цифр, которые при умножении многозначных чисел надо держать в уме, а все школьники писали на парте. Теперь запись, что я придумала, есть во многих учебниках: числа, которые надо было держать в уме, перенесены в другой разряд и записаны над примером. Мы так и комментируем: пять пишу, три – переношу. Переношу, а не «в уме», как говорили раньше.
Я знаю, что учитель, у которого есть мои книги, может работать по-новому – повернуться к ребенку, помочь ему. И свое существование в школе сделать счастливым.

Записала
Людмила РЫБИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru