Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Учебник для левого полушария
Может ли любовь к детям заменить профессиональную компетентность?

Алексей КУШНИР Кандидат психологических наук, главный редактор журналов  “Народное образование” и “Школьные технологии”.На протяжении полутора – двух тысяч лет и в педагогических, и в философских источниках весьма настойчиво звучит мысль о том, что наличие внутренней мотивации играет важную роль в осуществлении какой-либо деятельности. Для любого психолога это аксиома: внутренняя мотивация придает деятельности ребенка целенаправленность, энергию, оптимизм и так далее. В то же время практически нет такой методики обучения, таких учебников и программ, которые бы выстраивали учебный процесс с учетом доминирования внутренней мотивации деятельности.
Вот парадокс: мы все это знаем и все это не делаем. Потому что не можем и не знаем как. Разве наших педагогов обучают этому в вузах? Нет. Только декларируют.
Реплика из зала. А это и необязательно.
А.К. А что бывает, когда необязательно? Если нет внутренней мотивации, возникает режим принудительной деятельности.
Насилие бывает подслащенной пилюлей, бывает жестко авторитарным, да суть от этого не меняется.
Есть два вида компетентности: компетентность насилия и компетентность внутреннего мотивирования ребенка на учебные подвиги. Мы с коллегами отрабатываем методику обучения чтению с помощью внутренней мотивации. Она основана на том, что педагогическое действие, которое не пробуждает интереса, безграмотно и бесполезно. С этой точки зрения из двухсот приемов обучения чтению остается один: учитель читает, а дети слушают и следят за текстом. И вот этим они готовы заниматься целый урок, без всякой смены видов деятельности, потому что здесь нет насилия. А все потому, что с самых ранних лет ребенок привык воспринимать информацию на слух (сказки, например).
Вопрос из зала. Как на таких уроках снимается проблема насилия над личностью ребенка?
А.К. Если приучать ребенка слушать книжку, а не мучительно мычать текст по буквам и слогам, как это происходит в рамках традиционных методик, он становится читателем до того, как научится читать.
А в первом классе просто продолжается дошкольная привычка ребенка слушать книжку, которую ему читает взрослый.
Я отталкиваюсь от того, что уже было заложено в ребенке. И бережно использую это, потому что я компетентен и знаю, что в процессе слухового восприятия текста переживание, воображение, понимание включаются автоматически, непроизвольно, без каких-либо усилий со стороны ребенка.
Дети ненавидят книжки, потому что их учат лингвистике – звукам, слогам. При использовании нашей методики учитель задумывается над тем, что происходит у ребенка в душе. Раскрытие этой тайны требует очень тонкой аранжировки учебного процесса в области его мотивирования. Нужно найти этот механизм, или угадать его, или рассчитать даже по-инженерному процесс желания чем-то заниматься.
В последнее время стало очень модно рассуждать об учете правополушарности в учебной деятельности. Однако ни в одной методике не сказано о том, что учитель обязан таким образом сконструировать учебный процесс, чтобы задействовать оба полушария головного мозга. Можно ли считать такой способ компетентным в отношении ребенка?
Правополушарные функции – это образность, эмоциональность, непроизвольность мышления. Метод обучения чтению через слушание хорош своей непроизвольностью.
Произвольная деятельность требует трудозатрат, и от нее ребенок устает через 5–10 минут. А от непроизвольной деятельности не возникает ощущения усталости. Опираясь на непроизвольные процессы, мы тем самым стимулируем мощную интеллектуальную деятельность – понимание, воображение, переживание. И артикуляцию. Ту самую, которую насильственно вырабатывают традиционными способами.
Навык чтения от 300 до 700 слов в минуту возникает, оказывается, легко, без всякого напряжения и принуждения, если процесс обучения чтению построить с учетом внутренней мотивации. Звуки, буквы и слоги наши дети изучают за 10 дней, а не за год, как это делают в традиционной школе.
Но через год, два или три (у каждого ребенка по-разному) те же самые интеллектуальные процессы вызывает графический текст.
Вопрос из зала. Вот вы внедряете этот метод. Каковы результаты?
А.К. За период внедрения нашего метода – с 1988-го по 1995 год – были обучены 100 тысяч детей по всей России.
Во всех 500 классах, которые принимали участие в эксперименте, дети, во-первых, обожают чтение, во-вторых, демонстрируют полное понимание текста, а в-третьих, их учебная нагрузка резко снижена по сравнению с традиционной школой (при такой методике запрещены домашние задания по чтению).
Единственное нарекание, которое высказывали педагоги среднего звена в адрес нашей методики: дети становятся слишком независимыми.
Массовое обучение должно строиться на типичном в людях, а не на единичном. Типичным же в людях является важность внутренней мотивации, двухполушарный режим деятельности, непроизвольность формирования навыков. Потому-то любовь к детям в отсутствие профессиональной компетентности не имеет никакой ценности.
Вопрос из зала. Можно ли учесть индивидуальные запросы каждого ребенка при выборе литературы на уроках чтения?
А.К. Учитель подбирает такую литературу, которая традиционно вызывает интерес у всех детей. В первом классе мы читаем только поэзию. У нас есть гипотеза, что чтение стихов в течение года развивает языковое структурирование сознания. То, которое достигалось путем интенсивного изучения латыни и древнегреческого в классических гимназиях царской России.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru