Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N40 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Елена ДЗЯТКОВСКАЯ,
доктор биологических наук
Иркутск

Урок для спринтеров и стайеров,

или Что должен знать о себе учитель, чтобы не сойти с дистанции

Учительские стрессы. Они очевидны. Их последствия, к большому и всеобщему сожалению, тоже. Между тем в любой школе есть учителя, которые, имея за плечами не один десяток лет стажа, все же сохраняют и здоровье, и жизнерадостность. В чем же здесь дело?
На первый взгляд очевидно, что речь идет об индивидуальности человека. Но о какой? Ведь при желании можно насчитать до ста индивидуальных особенностей человека. Какая же из них наиболее ярко характеризует его устойчивость к стрессу? Об этом расскажет Елена Дзятковская, сотрудник Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, Института педиатрии и репродукции человека и Иркутского института повышения квалификации работников образования. Вы уже знакомы с Еленой Николаевной по материалу, напечатанному в «ПС» № 42 об учительских страхах, причинах профессионального сгорания и устойчивости к информационному стрессу.

Очевидный и до боли знакомый каждому педагогу факт: дети есть быстрые (как же их усадить?) и медленные (какой же они тормоз!). Очевидный и для каждого школьника факт: учителя есть быстрые (не успеваю даже схватить мысль, а он уже несется куда-то вперед) и медленные. (Спросите у учеников, у самих себя – найдется ли кто-то, недовольный медленным учителем?).
Скорость движений, скорость протекания психических процессов, скорость пищеварения, наконец, – от чего они зависят?
В 70-х годах прошлого века академиком В.П.Казначеевым было установлено, что скорость протекания жизненных процессов – это сквозная характеристика человека, которая определяет особенности его адаптации к внешнему миру. Не случайно поэтому она получила статус конституциональной. Выделяют три типа функциональной конституции, которые по аналогии со спортивной терминологией называют «спринтер», «стайер» и «микст».
Сделаем здесь небольшое, но важное отступление. В этой и последующих публикациях мы еще не раз будем останавливаться на разных характеристиках человека. И везде стрелки индивидуальных особенностей будут колебаться между крайними, полярными величинами. Чем ближе проявления индивидуальности к полюсам – тем в большей степени определяет она индивидуальные особенности условий труда, учебы, отдыха.

Проверьте себя. Методика определения типа функциональной конституции (ФК)

Принадлежность человека к определенному типу ФК может быть выявлена с помощью теста продолжительности индивидуальной минуты (ИМ). Для проведения исследования необходимы спокойная обстановка, отсутствие посторонних раздражителей и помощник.
Ход исследования: после 3–5 минут отдыха (в сидячем положении) помощник предлагает запомнить, сколько длится минута: «Вам будет указано начало и окончание минуты. Расслабьтесь и спокойно ждите, не производя внутреннего отсчета». В течение этой минуты производится измерение пульса (частоты сердечных сокращений: ЧСС1).
После этого помощник дает инструкцию: «Я укажу начало минуты. Ваша задача – сказать, когда она, по вашему мнению, закончится. Считать нельзя». В этот период производится второй замер пульса (ЧСС2) и фиксируется длительность ИМ.
Оценка результатов:
1. Длительность ИМ: менее 52 сек., ЧСС2 превышает ЧСС1 на 5% и более в минуту – спринтеры.
2. Длительность ИМ: от 52 до 68 сек., реакция пульса вариабельна – миксты.
3. Длительность ИМ: более 68 сек., ЧСС2 по сравнению с ЧСС1 уменьшается на 5% и более – стайеры.
4. Длительность ИМ: более 68 сек., ЧСС2 возрастает на 5% – стайеры группы риска по повышению артериального давления (именно в этой группе наибольшее число самой тяжелой, развивающейся в раннем возрасте гипертонии).
Таким образом, для спринтеров характерно ускорение внутреннего времени на фоне увеличения ЧСС, для стайеров – замедление внутреннего времени на фоне урежения ЧСС. Стайеры группы риска отличаются замедлением внутреннего времени в сочетании с учащением пульса.
Спринтеры способны к высокой и надежной работоспособности при значительных колебаниях факторов внешней среды. Они хорошо выдерживают воздействия кратковременных интенсивных нагрузок, но не способны противостоять длительно действующим раздражителям меньшей силы. Стайеры способны сохранять высокий уровень устойчивости работоспособности при длительном воздействии слабых и средних по силе раздражителей и крайне неустойчивы перед сильными, кратковременно действующими раздражителями. Промежуточный тип микст по различным показателям проявляет свойства, присущие как I, так и II типам ФК.

Если вы – спринтер

У спринтеров внутреннее биологическое время течет быстрее, чем астрономическое. Если спринтера изолировать в помещении без источника естественного света, он подсознательно установит суточный ритм длительностью менее 24 часов. Нервная система спринтера характеризуется способностью к быстрому возбуждению, мобилизации физических и интеллектуальных ресурсов для выполнения работы. При этом их нервная система слабая по торможению. Такая неуравновешенность нервных процессов может проявляться в импульсивности, недостаточной последовательности в поведении, предметной тревожности. Однако спринтеры обладают высокой переключаемостью внимания, быстро включаются в работу, что дает им преимущества в условиях цейтнота. Зато монотонная работа, какой во многом является деятельность учителя-предметника, для спринтеров бывает утомительна. А вот руководящая и организационная работа, сопряженная с переключением видов деятельности, сменой впечатлений, спринтерам нравится. Этому помогают их социальная активность и высокая общительность. Кстати, чтобы похудеть, спринтерам лучше не изводить себя диетой, а больше двигаться.
Неустойчивость эмоциональной сферы не проходит бесследно: именно для спринтеров характерны частые жалобы на головные, сердечные, абдоминальные (в животе) боли. Характерно, что при физических нагрузках основное напряжение приходится у них не на дыхательную, а на сердечно-сосудистую систему.
Известно, что спринтер хорошо бежит короткие дистанции, но длительный бег не выдерживает. Особенности спринтеров проявляются во всем. Стратегия преодоления любых стрессов у них – по типу преодоления барьера (кратковременные, но интенсивные усилия), а при невозможности такой реакции – по типу ухода и защиты.
Таким же образом спринтеры реагируют и на болезнь: в ответ на инфекцию, например, происходит интенсивное повышение содержания антител, фагоцитов, отмечается бурное протекание заболевания. Организм стремится оградить себя от инфекции, токсических факторов, активно борется с ними. При заболевании типично резкое повышение температуры.
Для спринтеров характерны и некоторые эмоционально-личностные особенности: экстравертированность, коммуникабельность, эмоциональность, импульсивность. Они больше других испытывают потребность в двигательной активности, чаще испытывают сильные эмоции, более бурно реагируют.
Если педагог – спринтер, ему можно посоветовать:
– учитывать, что для более чем 70% учеников вы – трудный учитель: корректируйте быстрый темп речи, изложения материала;
– переключаться с одних видов деятельности на другие;
– осваивать приемы психической саморегуляции в условиях стресса (особенно подходит телесно-ориентированная терапия, тренинги по преодолению импульсивности, спонтанности. Хотя конечно, мы понимаем, что такую возможность имеет далеко не каждый);
– в конце дня хорошо бы принимать расслабляющие ванны с травами;
– обязательно делать двигательную разрядку.

Если вы – стайер

Вы уже догадались, что у стайеров внутреннее биологическое время течет медленнее, чем астрономическое. При изоляции от источника естественного света у стайера устанавливается продолжительность суток более 24 часов. Стайеры интравертивны, замкнуты, социально пассивны, старательны, часто страдают заниженной самооценкой. В работе (и учебе) для них важны одобрение и опора. Поэтому после выговора или двойки они могут просто заболеть. Преобладание у стайеров астенических эмоций, тенденций к депрессивным состояниям объясняет, почему у них высокая личностная тревожность.
Стайеры устойчивы к монотонному кропотливому труду, что в общем-то соответствует условиям педагогической деятельности. Поэтому экспресс-опросы, работа с быстрой сменой режима, неожиданными ситуациями изматывают, невротизируют их. Важно понимать, что стайер медленно включается в работу, медленно перестраивается с одного вида деятельности на другой. Поэтому важные задания следует давать стайеру заранее. Получив такое долгосрочное задание, стайеру не следует откладывать его на потом, а постараться сделать заранее. Если он будет торопиться в последний момент – получится плохо (а вот спринтеры, наоборот, соберутся, сконцентрируются – и выполнят задание хорошо даже в условиях цейтнота). Вот почему спортсмен с типом конституции стайера выступит на соревнованиях хуже, чем на тренировках; а спринтер выступит лучше на соревнованиях (ему для выкладывания своих сил нужна экстремальная ситуация).
Принцип адаптации у стайеров – вхождение в ситуацию. Эта же стратегия у них и при болезни. Организм борется с ядами и инфекциями, сосуществуя с ними на своей территории, без сильного повышения температуры. Не случайно стайеры часто приобретают хронические заболевания.
В обмене веществ в качестве основного энергетического вещества у стайера используются углеводы, жиры же запасаются (энергозапасающий тип обмена веществ). Поэтому при желании похудеть важно увеличивать в пище количество белков.
Комплекс эмоционально-личностных особенностей стайеров:
– высокая ответственность, дисциплинированность, тяготение к алгоритмичной деятельности;
– низкая поисковость и низкая самостоятельность решений (могут проявлять творчество, но боятся этого);
– высокая интравертированность и ригидность самооценки;
– склонность к тревожным реакциям, высокий уровень личностной тревожности;
– депрессивный способ реагирования на стресс;
– преобладание астенических эмоций;
– инертность нервных процессов;
– низкая устойчивость к стрессу ограничения времени;
– хорошая адаптация к монотонной работе.
Если педагог – стайер, ему можно посоветовать:
– помнить, что в классе есть ученики-спринтеры, которым трудно длительно удерживать внимание не потому, что они вас не уважают, а потому, что такова их природа.
– выполнять задания в индивидуальном временном режиме, исключение стресса ограничения времени, частой смены различных видов деятельности;
– психотренинги на снижение личностной тревожности;
– тренинги на преодоление стрессов: от ориентации на переживание к ориентации на действие;
– повышать личностную самооценку (если трудно почувствовать свою самодостаточность, возьмите свое детское фото, всмотритесь в эту замечательную крошку, скажите ей самые-самые хорошие слова одобрения; постепенно доводите образ этой крохи до своего Я сегодня);
– выполнять упражнения на повышение активности правого полушария (любимое творческое дело, общение с природой, прогулки, цветовая среда дома – с тоновым контрастом и насыщенным цветом, любимая музыка, насыщение приятными прикосновениями – массаж, водные процедуры);
– создание ситуации достижения успеха;
– тренировка готовности к риску, активному преодолению препятствий.

Если вы – стайер группы риска по повышенному артериальному давлению

– систематически наблюдайте за уровнем артериального давления и частотой сердечных сокращений (плохо, если тахикардия);
– начинайте как можно раньше профилактику артериальной гипертензии: соблюдение диеты, организация режима дня, достаточная физическая активность, исключите (или хотя бы постарайтесь ограничить) употребление алкоголя, курения;
– обучайтесь способам снятия стресса – подбирайте индивидуально приемлемые способы и приемы;
– если около вас есть источник авторитарного воздействия, найдите его и либо исключите, либо измените к нему отношение: помните, что этот источник подпитывает повышение вашего давления;
– не нагнетайте свои переживания, постарайтесь не взваливать на себя всю ответственность за дело;
– избегайте ситуации дефицита времени;
– никогда не подгоняйте себя и не заставляйте это делать других. И еще раз – следите за артериальным давлением!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru