Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N40 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Немецкая школа будущего

В Германии предлагают учить педагогов и школьников по одной методике

Мы не раз обращались к теме модернизации образования
в России. И ученые, и педагоги-практики обсуждали, какой должна быть школа в современных условиях; говорили о новой роли учителя, о том, что подготовка и переподготовка учителей далека от современных запросов общества. Российские педагоги не одиноки в своих сомнениях и поисках: подобные вопросы задают себе и учителя других стран, обмениваются идеями и опытом. Например, накануне нового учебного года состоялся Международный студенческий круглый стол «Перспективы, философия и качество образования». На этой встрече педагоги, в частности немецкие, рассказывали о том, как изменилась за последние десять лет школа в Германии. Многие из их форм работы не новость для наших педагогов. Такие же приемы практикуются и в некоторых российских школах. Существенная разница лишь в том, что в России такие примеры пока немногочисленны и характерны в основном для инновационных школ, а в немецком образовании они – общая тенденция.

Зачем это учителю?

В педагогических вузах Германии складывается новое видение задач среднего образования, на которые ориентируется всё больше школ. Вместе с этим возникает новый взгляд на роль школьного учителя. Представление о школе и педагогах начало меняться сравнительно недавно, примерно 10 лет назад, под влиянием нескольких факторов.
Прежде всего изменения, произошедшие с детьми. Сегодня ученики значительно более информированы. Ученики во многих вопросах осведомлены больше учителя.
Вторая причина тесно связана с первой и обусловлена высокой социальной активностью немецких школьников. Сейчас молодые люди чаще задаются вопросом: какое отношение имеет изучаемый мною предмет к реальной жизни? Дети ждут от учителя доказательств, что учебный материал понадобится им в ближайшем или отдаленном будущем. Такое положение вещей привело к тому, что у немецких педагогов появился новый взгляд на задачи преподавания. Постепенно новые принципы оформились в целостное представление, которое профессор, директор института профессионально-ориентированного образования Бременского университета Рольф Оберлизен называет концепцией школы будущего.

Современный урок начинают... ученики

Рольф Оберлизен выделяет четыре важнейшие задачи современного школьного педагога.
Первая: организовать занятия таким образом, чтобы в классе происходил обмен информацией по конкретной теме.
Ученики, в том числе и малыши, приходят в школу с множеством знаний. Как сказала учитель младшей и средней школы Ульрике Оберлизен, «одни ученики знают о динозаврах что-то такое, чего не знает учитель, другие обладают сведениями о каком-либо народе, третьи могут поделиться интересной информацией о зверях. Но все это разрозненные сведения, не имеющие общего характера. Задача учителя – помочь ребятам установить связи между имеющимися у них знаниями». То есть современный урок начинается с того, что школьникам уже известно.
Еще большее значение этот принцип приобретает в средней и старшей школе. К примеру, юноша учится в старшей школе и одновременно подрабатывает на фирме, составляя компьютерную программу. И учитель информатики может обратиться к этому ученику с просьбой разъяснить некоторые вопросы по составлению программ. Информатика – особенно выразительный пример. Однако на других предметах тоже проявляется высокая информированность школьников. Поэтому для любого учителя важно хорошо представлять себе интересы учеников. А для этого ему необходимо быть в постоянном диалоге с детьми.
В школе все больше места занимают диалогичные и проблемные методики преподавания. Еще 15 лет назад учитель в основном выступал в роли транслятора знаний. Типичная картина урока выглядела так: учитель говорит у доски, а дети слушают, сидя за партами, стоящими в несколько рядов.
Сейчас в классах, как правило, расставляют столы в форме полу-
овала либо сдвигают по нескольку столов вместе, чтобы было удобно проводить дискуссии в малых группах – по 4–6 человек.

Лучший способ обращения с мобильником

Другая первоочередная задача школы будущего: научить детей пользоваться приобретенными знаниями. С этой целью на предметных занятиях большая часть времени отводится на обсуждение того, как ребята применили бы полученные знания в реальной жизни.
Современные немецкие педагоги ставят перед собой еще одну задачу: развить в детях способность воплощать собственные идеи в практических делах. С этой целью студенты Бременского института реализуют совместно с учениками нескольких школ разнообразные проекты. В частности, один из проектов был связан с мобильными телефонами, которые сегодня есть почти у каждого школьника. Ученики обсуждали: какой способ использования мобильного телефона наиболее приемлем для меня? Кто-то хотел подключиться к Интернету с помощью мобильника, кто-то – писать эсэмэски, кто-то – увеличить количество входящих звонков. Обсуждался вопрос об оплате за мобильный телефон: какая форма более приемлема для того или иного ученика. Еще один блок вопросов касался проблемы последствий пользования мобильной связью. Какой вред мобильный телефон наносит здоровью человека? Какие телефоны наименее опасны для здоровья?
В рамках этого же проекта ребята расспрашивали жителей многоэтажного дома, на крыше которого установлена большая антенна, о том, не беспокоит ли их электромагнитное излучение. Кроме того, дети собрали информацию об этом излучении непосредственно у операторов.
В завершение проекта школьниками была издана брошюра с информацией о разных аспектах мобильной связи.

Кем быть и каким быть?

И наконец, четвертая фундаментальная идея школы будущего: развитие человека в том направлении, которое ему наиболее интересно. Важно, чтобы каждый человек искал ответы на вопросы: как я хочу жить и какую роль хочу играть в жизни? Что мне больше всего нравится, в каком направлении я хотел бы развиваться? Каким я хочу видеть устройство общества?
Профессор Оберлизен подчеркивает, что ответы на эти вопросы не должны исходить от школы. Так, в разговоре об экологических проблемах преподавателю не нужно говорить ученикам: мусорить и загрязнять окружающую среду плохо. Решение должен принять сам школьник. Для этого необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ученики определили свою позицию в процессе общения между собой. Роль учителя в этом случае заключается в том, чтобы ознакомить ребят с альтернативными взглядами на ту или иную проблему, предоставить возможность выбора.
Примерно то же самое делает профессор Оберлизен, обучая своих студентов – будущих учителей. В частности, тема одного из занятий звучала так: «Какая модель школы наиболее предпочтительна для меня?» Вообще профессор придерживается принципа: учить студентов по тем же методикам, которые он предлагает для обучения школьников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru