Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Льюис Кэрролл.
Дневник путешествия в Россию. Пища для ума. «Месть Бруно» и другие рассказы.

Иллюстрации Льюиса Кэрролла. Пер. с англ. Андрея Боченкова. – М.: Изд-во «ОКО», ООО «Изд-во «Эксмо», 2004

Льюис Кэрролл. Дневник путешествия в Россию. Пища для ума. «Месть Бруно» и другие рассказы.Есть много книг – описаний путешествий в Россию иностранных географов, дипломатов, историков. Но такой книги еще не было. Льюис Кэрролл – сказочник, математик – рассказывает о своем путешествии в неизвестную, таинственную Россию. «Алиса в стране чудес» была уже написана, впереди – «Алиса в Зазеркалье», а между ними – «Льюис Кэрролл в России».
Поездка длилась месяц, с конца июля по конец августа 1867 года. В Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде все для него было ново, удивительно, необычно. Эта поездка, по словам Кэрролла, «вполне стоила всех тех неудобств, которые нам пришлось вынести от начала до конца».
В Петербурге он восхищался благородными пропорциями ансамблей и парков, бесценными коллекциями Эрмитажа. В Кронштадте Кэрролл наблюдал строительство новой верфи: «Это место чем-то напоминало муравейник: сотни рабочих, копошащихся на всем протяжении гигантского котлована, и постоянный звон молотков, эхом отражающийся со всех сторон. Это позволяет представить, как должно было выглядеть строительство одной из египетских пирамид».
В книге описаны уличные сценки, комичные ситуации, в которые попадали иностранные путешественники: «Мы пришли к общему мнению, что из всех добродетелей, которые может продемонстрировать официант, застенчивость и склонность к уединению менее всего желательны…»
Замечательно описание поездки из Петербурга в Москву: «Я не ложился спать примерно до часу ночи и большую часть времени был единственным, кто находился на открытой площадке в конце вагона: она была снабжена поручнями и крышей, и с нее открывался великолепный обзор той местности, по которой мы проезжали...» Рассказы о «волшебном городе» – Москве, о посещении Кремля, Симонова, Страстного и Ново-Иерусалимского монастырей, о поездке в Троице-Сергиеву лавру, об участии в празднике Водосвятия на Москве-реке полны доброжелательности, юмора, удивления.
Льюис Кэрролл особенно восхищался красотой церковных песнопений. «Дьякон (из Успенского собора) исполнил речитативом несколько фрагментов службы самым потрясающим басом, который мне доводилось слышать, постепенно повышавшимся и усиливавшимся в громкости звука, пока последняя нота не разнеслась по всему зданию как многоголосый хор. Я и представить себе не мог, что одним только голосом можно добиться такого эффекта».
В Нижнем Новгороде Л.Кэрролл посетил знаменитую ярмарку: «Это было замечательное место. Помимо того, что на ярмарке имелись отдельные ряды для персов, китайцев и других, мы постоянно встречали необычные создания и в немыслимых одеждах…» В Нижегородском театре он был на спектакле «Аладдин и волшебная лампа», отметив «по-настоящему первоклассную игру» актеров: «Я никогда не видел актеров, которые уделяли бы больше внимания действию и партнерам по сцене и меньше бы смотрели на зрителей». Это было первое заграничное путешествие Льюиса Кэрролла.
Во второй части книги помещены эссе и послания Льюиса Кэрролла: «Пища для ума» (о том, что и как читать); «Несколько мудрых слов по поводу того, как писать письма» (девять золотых правил, например первое: пишите разборчиво); «Несколько советов по этикету» (например, «направляясь в столовую, джентльмен предлагает даме, которую он сопровождает, одну руку – предлагать обе руки не принято»).
В эссе «Заблуждения в отношении вивисекции» Л.Кэрролл резко выступает против вивисекции: «Не нужно думать, что это зло может породить добро… Если с ним примириться, то нас ожидает век всеобщего образования, когда все формы религиозной мысли станут достоянием прошлого, когда химия и биология станут азбукой государственного образования, навязанного всем, когда вивисекция будет практиковаться в каждой школе, а человек науки, окидывая взглядом мир, над которым не будет иной власти, кроме его собственной, будет восторгаться мыслью о том, что он сделал из этой прекрасной зеленой земли если не рай для людей, то, по крайней мере, ад для животных».
В третьей части книги помещены тоже впервые публикующиеся на русском языке короткие рассказы-сказки: «Месть Бруно», «Замок Крандл», «Трость судьбы», «Шотландская легенда», «Необычная фотография».
Вся эта книга пронизана словами Льюиса Кэрролла: «Сокровенная тайна жизни, мне кажется, заключается в одной простой вещи: то, что по-настоящему стоит делать, – это то, что мы делаем для других людей».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru