Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2004

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Реформы в кредит

На какие цели тратится образовательный заем Мирового банка?

В 2002 году Россия получила заем Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 50 млн долларов США для финансирования проекта “Реформа системы образования”. Что было сделано за прошедшие два года, на что потрачен заем? Чтобы получить ответ на этот вопрос, корреспондент «ПС» Ольга ДАШКОВСКАЯ отправилась в учебный центр «Голицыно» на семинар, в котором участвовали представители пилотных регионов проекта.

В пилотных регионах Заем МБРР стимулирует приток денег в сферы, напрямую с образованием не связанные. Например, благодаря программе “школьный автобус” начинается строительство дорог

В пилотных регионах Заем МБРР стимулирует приток денег в сферы, напрямую с образованием не связанные. Например, благодаря программе “школьный автобус” начинается строительство дорог

Для начала немного предыстории. Заем на «Реформу системы образования» – фактически софинансирование процесса модернизации, сторонняя денежная подпитка политики государства. На средства МБРР планируется внедрить нормативное бюджетное финансирование, провести реструктуризацию сети школ, расширить участие общества в управлении образованием. Управляет проектом Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).
Провозглашаемая цель проекта – «повышение качества общего среднего и начального профессионального образования, обеспечение равенства доступа к образованию, соответствие содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда».
Проект “Реформа системы образования” включает в себя три основных компонента: федеральный, региональный и грантовые программы.
Федеральный компонент – около 10 млн долларов. На эти деньги будет создана система национального мониторинга качества образования, изданы методические и учебные пособия, нормативные документы.
Региональный компонент – 38 млн долларов – в виде субзаймов поступит в три пилотных региона (Самарскую, Воронежскую области и Чувашскую Республику) для комплексного решения материально-технических и содержательных задач системы образования.
Еще 2 млн долларов планируется выделить на грантовую поддержку различных проектов в других регионах. Однако подать заявку на грант сможет отнюдь не каждый – только тот, чей регион участвовал в особом конкурсе и получил статус участника эксперимента. Тогда любое образовательное учреждение, будь оно государственное или негосударственное, может претендовать на грант. Его максимальный размер – 75 тысяч долларов.
Кстати, первый раунд конкурса уже завершен.
17 регионов попали в «полуфинал».
При отборе участников эксперимента эксперты учитывают не только содержание заявок, но и ряд экономических факторов.
Будущие грантополучатели должны иметь опыт участия в международных или российских, в том числе региональных программах развития образования. Администрация региона в официальном письме должна гарантировать софинансирование работ по проекту МБРР. И подтвердить, что в течение двух последних лет не увеличивался долг по зарплате учителям.
Три пилотных региона, получившие крупные субзаймы, отбирались по другим критериям. Были выбраны регион-донор (Самарская область) и дотационный регион (Чувашия). Вначале в качестве представителя «среднего класса» среди субъектов РФ планировали Ярославскую область. Но выяснилось, что там есть долги перед федеральным бюджетом. Пришлось заменить «ярославских ребят» на воронежских.
Что же касается содержания деятельности, то во всех трех территориях накоплен большой опыт по реформированию системы образования.

Чувашия: «Проект вырос из потребностей региона»

В Чувашии первым шагом на пути введения нормативного финансирования стало реформирование сельских школ. Были организованы т.н. социокультурные комплексы – объединения школ и клубов.
Во многих селах республики еще в советские времена были построены дома культуры, которые в последние годы пустовали. А дети учились в аварийных школах, стоящих по соседству с этими памятниками развитого социализма. Грех было бы не использовать эти здания с их актовыми и гимнастическими залами, помещениями для секций и кружков, библиотеками.
В результате число ветхих школ сократилось в 10 раз – со 120 до 12.
Объединение ресурсов позволило создать в школах-клубах мощную систему дополнительного образования, а также интернет-центры, модельные библиотеки, кабинеты семейных врачей. Всеми этими благами пользуются не только учащиеся, но и их родители.
По словам Галины Черновой, министра образования и молодежной политики Чувашии, в итоге на селе было создано более 150 базовых образовательных центров, оснащенных современным учебным оборудованием, обеспеченных кадрами.
Для привлечения в глубинку специалистов местные власти стали активно поощрять различные формы предпринимательства на селе, развивать программы ипотечного кредитования жилья для молодых семей, в том числе учительских. Благодаря программе «Школьный автобус» началось строительство новых дорог, улучшилось сообщение между селами и районными центрами.
Подводя предварительные итоги, Галина Чернова подчеркнула, что проект МБРР вырос из реальных потребностей региона и его экономический и социальный эффект очевиден.

Самарская область:
“Самостоятельность школ – краеугольный камень реформы”

в Самарской области внедрение нормативно-подушевого финансирования началось с укрепления или, точнее, становления хозяйственной самостоятельности школы. Начиная с 1998 года все школы области стали юридическими лицами, открыли собственные счета. Началась массовая переподготовка бухгалтеров и директоров школ.
«Хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений – это краеугольный камень реформы, – утверждает заместитель министра образования и науки Самарской области Виктория Прудникова. – Это первый шаг на пути к нормативному финансированию, без которого все остальное не имеет значения».
Сегодня вся система образования региона – от детских садов и школ до ПТУ и домов творчества – финансируется по нормативу. Бюджетные средства поступают на счета этих учреждений одной строкой, что дает руководителям право распоряжаться ими по собственному усмотрению.
Конечно, норматив не слишком велик – в среднем 6603 рубля на ученика. Но, по мнению Виктории Прудниковой, главная проблема не столько в его размере, сколько в его несовершенной структуре.
90,2% приходится на долю заработной платы, оставшиеся крохи – на питание и прочие расходы.
Правда, норматив и не должен включать в себя абсолютно все виды расходов: например, оснащение сельских школ автобусами и библиотеками, приобретение спортинвентаря, компьютеров и т.д. происходит за счет региональных и муниципальных целевых программ.
Примечательно, что Самарская область стала пионером не только в области нормативного финансирования, но и в перестройке межбюджетных отношений.
С 1998 года каждый уровень власти четко выполняет свои обязательства перед школой: муниципалитеты отвечают за содержание школьных зданий, оплату коммунальных услуг и капремонт. Все остальные расходы – заработную плату с начислениями, обеспечение учебно-материальной базы, компенсации за питание – взял на себя областной бюджет. После принятия ряда федеральных законов о разграничении полномочий между разными уровнями власти самарский вариант стал общим для всей страны.

В тени государственной заботы

Несмотря на оптимистичные выступления представителей пилотных регионов, реализовать «Реформу системы образования» будет непросто. Напомним, что задача проекта – поддержать государственную политику в сфере модернизации образования. Но государственная политика за последний год претерпела столь существенные изменения, что далеко не все сегодня горят желанием ее поддерживать. Ведь главная идея всех перемен, инициированных правительством в системе образования, состоит в максимальной передаче всех обязательств с федерального на региональный и муниципальный уровни.
Нет, совсем не так представлялось возвращение государства в образование, провозглашенное в концепции модернизации.
Да и сама концепция, как следовало из выступления директора Департамента образовательной политики в сфере образования Министерства образования и науки Исаака Калины, в ближайшее время будет корректироваться в связи с политическими и экономическими изменениями в стране.
В условиях такой нестабильности трудно строить какие-либо планы, еще труднее их осуществлять. Впрочем, деньги МБРР, как и любые инвестиции в сферу образования, всегда полезны и желанны. Но пока государство берет кредиты на школьные реформы, кредит доверия к государству со стороны самих реформаторов скоро может быть исчерпан.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru