Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Кругосветные новости

Не читайте нам лекций!

Что делает ученик, пока учитель раскрывает перед ним сложнейшие научные проблемы? Опрос британской газеты “Гардиан” свидетельствует: каждый четвертый старшеклассник на лекции спит, каждый третий ест и каждый второй посылает смс-сообщения по мобильному телефону, больше половины стабильно опаздывают. 25% недовольны при этом уровнем преподавания, однако каждый третий уверен, что все учителя одинаковы, менять школу нет смысла. Только 7% учеников действительно вникают в слова педагога. Однако подавляющее большинство преподавателей продолжают мучить своих учеников лекциями, тратя огромное количество времени на подготовку к ним и считая лекционно-семинарскую систему по-настоящему эффективной. И кто же прав?

Школа полного дня по-английски

Не только в России – в Великобритании родители тоже много работают, они не хотят, чтобы дети до вечера бесцельно шатались по улицам или сидели дома у телевизора. Пусть школа занимается их воспитанием целый день, а не какие-то жалкие 7 уроков. Теперь с 8 утра до 6 вечера, 10 часов, дольше, чем самый долгий рабочий день взрослого человека, ребенок будет проводить в официальной обстановке, в трудах и занятиях, под присмотром учителей.
Эмма Хатчинсон, мать троих детей, музыкант, педагог, директор английской музыкальной школы, решила поделиться своей тревогой: “Мы превращаем школы в интернаты, только без кроватей, учителей – в нянь, только без готовности гулять, кормить и развлекать малышей. Удерживая детей в школе целыми днями, мы не только мешаем им развиваться, но разрушаем семьи. Исчезнут совместные завтраки и обеды, вечерние разговоры с родителями. Атмосфера в доме станет гораздо более напряженной: ведь времени на расслабленное одиночество и свободу не останется ни у детей, ни у взрослых. Ночевать под общей крышей и разбегаться чуть свет по своим делам – разве это семья? Хорошо, что государство хочет помочь малообеспеченным семьям, занятым родителям, но должен быть другой способ”.

Шесть прав китайского школьника

Китайская школа наконец-то включилась в процесс образовательных реформ, охвативших европейские страны. Традиционные, десятилетиями не менявшиеся устои впервые поколебались. Родители, учителя в тревоге. Смогут ли дети перенести неожиданную свободу, не потеряют ли они мгновенно уважение к старшим, готовность учиться и подчиняться дисциплине? Эксперимент решили начинать постепенно, в нескольких городских школах, в частности в Шанхае.
“Я много лет проработала учительницей в школе и впервые услышала о “правах и интересах ребенка”. Я удивлена: это настоящая революция. Никогда раньше учитель и ученик не говорили на равных. Учитель повелевал, дети подчинялись. И вдруг оказалось, что все мы просто люди, маленькие или большие. Мне кажется, и учеба пойдет успешнее. Давно следовало бы признать детей людьми, со своими потребностями, духовными, физическими, но большинство учителей внутренне не могли принять новый подход. Будем надеяться, сейчас у реформы найдутся сторонники” (Гонг Ксиули).
“Реформа противоречит вековым традициям китайского народа. Так ли необходимо нам подражать европейским, американским обычаям? Учитель не сможет нормально объяснить материал, если дети будут делать в классе, что захотят. Властям следует проявить осторожность, а не гнаться за модой и сенсациями. Сегодняшние решения ставят под угрозу будущее нации” (Ли Зенгфенг).
Знаете, из-за чего ломаются копья? Ученики экспериментальных школ с этого года (впервые в истории китайской школы) получили официальные права, точнее, ровно шесть прав: право выбирать, за какую парту сесть, право пить воду и выходить в туалет во время урока, право задавать учителю на уроке вопросы, а самому отказываться отвечать, право выбирать форму выполнения домашнего задания. Педагогам строжайше запрещено препятствовать детям в осуществлении этих прав, запрещено оскорблять учеников.
Одна из преподавательниц с 36-летним стажем уже уволилась, не в силах перенести, как она заявила, драконовский режим, при котором нельзя кричать на учеников, нельзя их ругать в присутствии одноклассников или родителей.
Нормальные человеческие условия жизни. Ничего анархического, сверхъестественного. Почти смешная ситуация. Ветер нового времени проник в средневековый монастырь. Только вдруг подумалось: а если бы в наших замечательных школах действительно начали строго следить за теми же самыми элементарными человеческими правами детей?

По материалам Internet


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru