КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Его планета, обжитая музыкой
Владимир Спиваков отметил 60-летний
юбилей
Когда-то, еще в школе, нам так поясняли
работу стереотипа мышления: дерево – береза,
река – Волга, город – Москва, поэт – Пушкин,
композитор – Чайковский, скрипач – если
спрашивали, то слышали – Спиваков. В эти дни,
когда маэстро отмечает очередной юбилей, для
многих он по-прежнему остается олицетворением
российской скрипичной школы. А слово «очередной»
по отношению к юбилею – вовсе не в знак
неуважения. А потому что 60 лет не время
подведения итогов. Не срок, чтобы лишь
оглядываться назад и, вздыхая, переходить на
«меньшую передачу». (Весьма символично, что
именно в последние годы он стал чаще играть и
записывать сольные программы.)
Так что 60-летие – просто очередной рубеж, за
которым человеку открывается ряд новых
возможностей. Например, в дирижировании, ибо, как
утверждает Геннадий Рождественский, дирижер –
профессия, завязанная на мировоззрении, и
нетрудно представить, что следующие годы
творческой жизни Владимира Спивакова будут
глубокими и насыщенными.
Если и подводить некоторые итоги, то, к примеру,
за прошедшее десятилетие. Спиваков сменил свою
старую верную «подругу» – скрипку работы
Франческо Габетти, давным-давно подаренную
любимому ученику профессором Виктором
Якелевичем, на роскошного Страдивариуса 1712 года
(когда-нибудь этот инструмент получит имя
«Экс-Спиваков» и подрастет в цене). Спиваков,
стремясь сохранить культурное пространство,
оказавшееся под угрозой после развала
Советского Союза, создал Международный
благотворительный фонд, который уже помог
тысячам талантливых детей из разных уголков
России и стран СНГ. Десять лет назад Российский
центр космических исследований назвал именем
Спивакова одну из малых планет. «Но это у
астронавтов такая планета – малая, – сказал
ведущий юбилейного концерта искусствовед
Святослав Бэлза. – А в искусстве она весьма
внушительных размеров». В прошедшее десятилетие
на Спивакова излился дождь высоких наград: орден
«За заслуги» III степени (Украина), орден Офицера
изящных искусств и словесности (Франция), орден
святого Месропа Маштоца (Армения), орден «За
заслуги перед Отечеством» III степени (Россия),
орден Почетного легиона (Франция). В этот же
период Спиваков стал почетным доктором
Московского государственного университета
имени М.В.Ломоносова. Успел поработать худруком и
распрощаться с Российским национальным
оркестром, а затем создал свой симфонический
коллектив – Национальный филармонический
оркестр России. Стал президентом Московского
международного Дома музыки и выступил с
инициативой Большому залу этого дома присвоить
имя легендарного дирижера Евгения Светланова.
Инициатива была с радостью принята в
Правительстве Москвы.
Но юбилейный вечер Владимир Спиваков решил
проводить не в Доме музыки, где базируются и оба
его оркестра (НФОР и «Виртуозы Москвы»), и
собственный фонд, а в том «намоленном» месте, с
которым так много связано, – в Большом зале
Консерватории. Благодаря телеканалу «Культура»
и одноименному радио юбилейный вечер могла
видеть и слышать вся страна.
Свой день рождения Спиваков замышлял иначе.
Придумывал, загадывал, выбирал самую радостную
музыку. Но жизнь внесла коррективы. «Когда
случилась трагедия в Беслане, каждый человек, и
не только в России, был в шоке, – говорит маэстро.
– С нас как будто сняли кожу, и мы чувствовали все
это оголенными нервами. Естественно, к
задуманной программе вернуться было невозможно.
И мы выбрали сочинения, способные гармонизовать
наши души. Марина Цветаева, несмотря на ее
тяжелую судьбу, пришла к выводу, что «на
созвучиях построен мир». Важно показать, что
какие-то созвучия еще остались». Первая
композиция вечера – печальная «Молитва» Томазо
Альбинони – прозвучала в память о погибших в
Беслане.
Играл Владимир Спиваков в сопровождении своего
камерного оркестра «Виртуозы Москвы», для
которого наступивший сезон будет юбилейным. Уже
25 лет, несмотря на все превратности судьбы,
«Виртуозы» и маэстро вместе. Когда-то этот
оркестр стал достойным ответом нашей страны
знаменитейшим «Виртуозам Рима», их называли
лучшими в мире, а уж исполнение итальянцами
музыки Вивальди считали непревзойденным. На
юбилейном вечере Спиваков и его оркестр играли
именно Вивальди – Концерт для скрипки с
оркестром, перебрасывая арку к временам первой
славы «Виртуозов Москвы», сумевших тогда затмить
самих носителей традиции.
Зарубежная гостья вечера – знаменитая
обладательница серебристого сопрано албанская
певица Инва Мула, которая спела несколько
проникновенных арий В.-А.Моцарта и И.-С.Баха, в
отличие от многих западных звезд не побоялась в
столь тревожное время приехать в Россию. Более
того – без тени сомнения согласилась с решением
маэстро и музыкантов обоих его оркестров
перечислить свои гонорары за вечер в помощь
семьям Беслана. Ей, свидетельнице войны в
Югославии, не потребовалось лишних объяснений.
Во втором отделении Владимир Спиваков вывел на
сцену свой большой коллектив – Национальный
филармонический оркестр России. «Сегодня нужно
думать о любви и о Страшном суде», – пояснил
маэстро выбор программы. Гимном любви, поправшей
вражду и смерть, стала увертюра-фантазия «Ромео и
Джульетта» П.И.Чайковского. А завершили основную
программу «Симфонические танцы» Сергея
Рахманинова – последнее крупное сочинение
композитора, создававшееся им вдали от Родины и
связанное с глубочайшим осмыслением главных
проблем человеческого бытия (именно поэтому
неоднократно проводится в «Симфонических
танцах» средневековый церковный напев «Dies Irae» –
«День гнева»).
Конечно, публика получила от своего любимца и
несколько популярных миниатюр на «бис». Конечно,
не обошлось без пламенных речей, адресованных
«сильными мира сего» юбиляру, которому вопреки
желанию не удалось ограничиться одной лишь
музыкой. В числе друзей на сцену вышел и Олег
Табаков, закончивший свое выступление
решительным, не допускающим возражений
назиданием: «В России надо жить долго!» Придется
послушаться.
Татьяна ДАВЫДОВА
P.S. На прошлой неделе тот же Олег Табаков
представлял премьеру фильма Владимира Машкова
«Папа» (о скрипаче Давиде Шварце); большую часть
музыки в картине озвучивал Владимир Спиваков.
Неудивительно: ведь все еще работает школьное
правило: «Если скрипач – то Спиваков».
А о самом фильме вы можете узнать из рецензии,
публикуемой ниже.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|