Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ

 

Его планета, обжитая музыкой
Владимир Спиваков отметил 60-летний юбилей

 

Когда-то, еще в школе, нам так поясняли работу стереотипа мышления: дерево – береза, река – Волга, город – Москва, поэт – Пушкин, композитор – Чайковский, скрипач – если спрашивали, то слышали – Спиваков. В эти дни, когда маэстро отмечает очередной юбилей, для многих он по-прежнему остается олицетворением российской скрипичной школы. А слово «очередной» по отношению к юбилею – вовсе не в знак неуважения. А потому что 60 лет не время подведения итогов. Не срок, чтобы лишь оглядываться назад и, вздыхая, переходить на «меньшую передачу». (Весьма символично, что именно в последние годы он стал чаще играть и записывать сольные программы.)
Так что 60-летие – просто очередной рубеж, за которым человеку открывается ряд новых возможностей. Например, в дирижировании, ибо, как утверждает Геннадий Рождественский, дирижер – профессия, завязанная на мировоззрении, и нетрудно представить, что следующие годы творческой жизни Владимира Спивакова будут глубокими и насыщенными.
Если и подводить некоторые итоги, то, к примеру, за прошедшее десятилетие. Спиваков сменил свою старую верную «подругу» – скрипку работы Франческо Габетти, давным-давно подаренную любимому ученику профессором Виктором Якелевичем, на роскошного Страдивариуса 1712 года (когда-нибудь этот инструмент получит имя «Экс-Спиваков» и подрастет в цене). Спиваков, стремясь сохранить культурное пространство, оказавшееся под угрозой после развала Советского Союза, создал Международный благотворительный фонд, который уже помог тысячам талантливых детей из разных уголков России и стран СНГ. Десять лет назад Российский центр космических исследований назвал именем Спивакова одну из малых планет. «Но это у астронавтов такая планета – малая, – сказал ведущий юбилейного концерта искусствовед Святослав Бэлза. – А в искусстве она весьма внушительных размеров». В прошедшее десятилетие на Спивакова излился дождь высоких наград: орден «За заслуги» III степени (Украина), орден Офицера изящных искусств и словесности (Франция), орден святого Месропа Маштоца (Армения), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (Россия), орден Почетного легиона (Франция). В этот же период Спиваков стал почетным доктором Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Успел поработать худруком и распрощаться с Российским национальным оркестром, а затем создал свой симфонический коллектив – Национальный филармонический оркестр России. Стал президентом Московского международного Дома музыки и выступил с инициативой Большому залу этого дома присвоить имя легендарного дирижера Евгения Светланова. Инициатива была с радостью принята в Правительстве Москвы.
Но юбилейный вечер Владимир Спиваков решил проводить не в Доме музыки, где базируются и оба его оркестра (НФОР и «Виртуозы Москвы»), и собственный фонд, а в том «намоленном» месте, с которым так много связано, – в Большом зале Консерватории. Благодаря телеканалу «Культура» и одноименному радио юбилейный вечер могла видеть и слышать вся страна.
Свой день рождения Спиваков замышлял иначе. Придумывал, загадывал, выбирал самую радостную музыку. Но жизнь внесла коррективы. «Когда случилась трагедия в Беслане, каждый человек, и не только в России, был в шоке, – говорит маэстро. – С нас как будто сняли кожу, и мы чувствовали все это оголенными нервами. Естественно, к задуманной программе вернуться было невозможно. И мы выбрали сочинения, способные гармонизовать наши души. Марина Цветаева, несмотря на ее тяжелую судьбу, пришла к выводу, что «на созвучиях построен мир». Важно показать, что какие-то созвучия еще остались». Первая композиция вечера – печальная «Молитва» Томазо Альбинони – прозвучала в память о погибших в Беслане.
Играл Владимир Спиваков в сопровождении своего камерного оркестра «Виртуозы Москвы», для которого наступивший сезон будет юбилейным. Уже 25 лет, несмотря на все превратности судьбы, «Виртуозы» и маэстро вместе. Когда-то этот оркестр стал достойным ответом нашей страны знаменитейшим «Виртуозам Рима», их называли лучшими в мире, а уж исполнение итальянцами музыки Вивальди считали непревзойденным. На юбилейном вечере Спиваков и его оркестр играли именно Вивальди – Концерт для скрипки с оркестром, перебрасывая арку к временам первой славы «Виртуозов Москвы», сумевших тогда затмить самих носителей традиции.
Зарубежная гостья вечера – знаменитая обладательница серебристого сопрано албанская певица Инва Мула, которая спела несколько проникновенных арий В.-А.Моцарта и И.-С.Баха, в отличие от многих западных звезд не побоялась в столь тревожное время приехать в Россию. Более того – без тени сомнения согласилась с решением маэстро и музыкантов обоих его оркестров перечислить свои гонорары за вечер в помощь семьям Беслана. Ей, свидетельнице войны в Югославии, не потребовалось лишних объяснений.
Во втором отделении Владимир Спиваков вывел на сцену свой большой коллектив – Национальный филармонический оркестр России. «Сегодня нужно думать о любви и о Страшном суде», – пояснил маэстро выбор программы. Гимном любви, поправшей вражду и смерть, стала увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского. А завершили основную программу «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова – последнее крупное сочинение композитора, создававшееся им вдали от Родины и связанное с глубочайшим осмыслением главных проблем человеческого бытия (именно поэтому неоднократно проводится в «Симфонических танцах» средневековый церковный напев «Dies Irae» – «День гнева»).
Конечно, публика получила от своего любимца и несколько популярных миниатюр на «бис». Конечно, не обошлось без пламенных речей, адресованных «сильными мира сего» юбиляру, которому вопреки желанию не удалось ограничиться одной лишь музыкой. В числе друзей на сцену вышел и Олег Табаков, закончивший свое выступление решительным, не допускающим возражений назиданием: «В России надо жить долго!» Придется послушаться.

Татьяна ДАВЫДОВА

P.S. На прошлой неделе тот же Олег Табаков представлял премьеру фильма Владимира Машкова «Папа» (о скрипаче Давиде Шварце); большую часть музыки в картине озвучивал Владимир Спиваков. Неудивительно: ведь все еще работает школьное правило: «Если скрипач – то Спиваков».
А о самом фильме вы можете узнать из рецензии, публикуемой ниже.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru