Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
"ЕГЭ"НОМИКА 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Выгодный процент успеваемости

В Тюмени школам платят за отличников ЕГЭ.
А тех, кто не приносит школе денег, предлагают отправлять в ПТУ

КОМУ К СТАНКУ, А КОМУ В ВУЗ? В ТЮМЕНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОТВЕТ ДАСТ ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

КОМУ К СТАНКУ, А КОМУ В ВУЗ? В ТЮМЕНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОТВЕТ ДАСТ ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Губернатор Тюменской области Сергей Собянин направил 20 миллионов рублей для поощрения школ, отличившихся при проведении ЕГЭ. Деньги эти пойдут на премии учителям, чьи ученики выбили максимальное количество баллов в тестовой мишени, и на улучшение материально-технической базы школ. За каждую четверку школа получит 400 рублей, за пятерку – 500. А особо выдающиеся школы, взрастившие питомцев, преодолевших барьер в 95 баллов на ЕГЭ, будут поощрять дополнительно – в размере 10 тысяч рублей.
У заместителя главы Тюмени Николая Романова другое увлечение – город организует конкурс на лучшего токаря. «Некому точить болты», – сетуют чиновники. Училища стали лицеями и готовят кадры среднего звена, пренебрегая рабочими профессиями.
Однако очень может быть, что после того, как премии за результаты ЕГЭ войдут в практику, приток молодежи на производства Тюмени резко возрастет.
Как связано одно с другим? Об этом рассуждает заместитель директора департамента образования Тюменской области Владимир ДОЛГУШЕВ.

– Почему вы решили платить деньги за успехи на ЕГЭ?
– Эта программа реализуется второй год. В прошлом году губернатор выдвинул идею премировать школы-отличницы по ЕГЭ и выделил 3 млн рублей. Мы встретились с
директорами школ и убедили их поддержать нас. Они поработали с педагогами. Например, если учитель слабый и не смог подготовить класс к сдаче ЕГЭ, то его меняли
на сильного. И это принесло свои плоды.
В этом году губернатор выделил уже 10 млн. Но когда он узнал результаты – а они стали гораздо лучше, – то добавил еще 10. Так что мы решили премировать хорошие школы и пока не наказывать плохие. Пусть им будет стыдно.
В наш список попали 298 учреждений. Но и среди них значительный разброс. Если первым начисляется порядка 500 тыс., то последним не более 10. Так что последним, когда они увидят цифры, будет не по себе. Это на них повлияет.
Понимаете, ЕГЭ пока единственный понятный критерий, по которому можно оценивать школы. И он очень хорошо лег на существующий механизм школы.
– Как вы распределяете деньги?
– За каждого выпускника, набравшего более 95 баллов, мы готовы начислять школе 10 тыс. рублей. За каждую четверку – 400 рублей, за пятерку – 500. Причем мы стремимся учитывать, как готовили детей. Часть средств мы отдали в школьный коллектив на премирование. Пусть они сами распределят. Также сверх того сумма в 5% от заработка школы начисляется директору. И те же 5% – местным органам управления образованием.
– А может быть, стоит, наоборот, помочь тем школам, которые плохо сдали ЕГЭ? Если у них что-то не в порядке, может, стоит поддержать их? Наверняка это сельские школы, у которых дела совсем плохи?
– Но они и так получают гарантированное финансирование. Мы же не ущемляем их денежно. Лишнего у них нет и не будет. А база школ у нас везде одинакова. Я вам так скажу, менталитет российского педагога таков, что, сколько ни плати, так же и будет работать. Мы в этом убедились.
– Тогда получается, что учителя будут натаскивать детей на решение тестов? Это будет целью образования? Учителя будут гоняться за пятерками и четверками, как за живыми деньгами?
– Вы знаете, нам уже так возражали. Но попробуйте получить 4 или 5 на ЕГЭ, если технология экзамена соблюдена. Это не так просто, заверяю вас. И натаскать на ЕГЭ тоже нелегко. Попробуйте решить 10 тысяч тестов. В любом случае это даст свой результат.
К тому же других реальных критериев и механизмов оценки у нас нет. Губернатор верит в этот инструмент, поэтому он выделил столько денег в этом году.
– То есть теперь важна оценка, а не личность ребенка?
– Нет, почему. В следующем году мы введем такие критерии, как воспитуемость и обучаемость. Так что личность учащегося для нас тоже важна.
– Теперь в выпускные классы будет очень строгий отбор. Туда будут брать только самых сильных, кто не испортит статистику ЕГЭ.
– Ну и что? Пусть те, кто не смог пройти, поступают в профтехучилища. У нас полно инженеров, юристов, бухгалтеров, а работать на заводе некому. И нас радует, что благодаря ЕГЭ у нас впервые возник конкурс в ПТУ. Я убежден, что 30% нынешних выпускников физиологически не способны вос-
принять программу высшего образования, но способны работать руками. А родители считают, что им необходимо высшее образование.
В вузах сейчас нет распределения, только целевой набор. А это не более 20% выпускников. Остальные не работают по специальности, деньги государства уходят впустую. Так что только таким образом мы сможем исправить ситуацию. Нам надо оставить прекрасные фантазии и спуститься на землю.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru