Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТА

Мы любим ругать чиновников.
Но понимаем ли мы, из какой материи формируется чиновничье сознание? Какие комплексы отыгрывают чиновники, сидя в своих высоких или не очень высоких кабинетах? Что происходит с человеком, который становится чиновником? А ведь что-то несомненно происходит! Словно морок находит: был человек как человек, но вот садится он в высокое (или не очень высокое) чиновничье кресло – и словно не было человека, остался один функционал…
Но самый главный вопрос – а может ли быть иначе? Возможен ли чиновник, по-настоящему полезный и нужный своим согражданам, и если да – что для этого нужно сделать?
Это вопросы, на которые не может быть простых ответов, и потому мы приглашаем читателей к долгому и серьезному разговору на эту тему.

...А в Британии проверяют не учителей, а школу

В Англии огромную роль играют местные органы управления. Школы проверяют имено они. Прежде всего тех, которые вызывают тревогу. Чем благополучнее школа, тем меньше усилий на нее тратят. Инспектор раз в несколько лет навещает школы своего округа, предупредив заблаговременно о визите. К его приходу готовят подробный отчет (месяца два работы). Если в представленном документе объективно отражены все достижения и проблемы, а также пути развития данного учреждения, на этом проверка и закончится.
Что же проверяет британский инспектор? Прежде всего, как и в России, уровень достижений учащихся, успехи школы в повышении показателей успеваемости. Школа сама планирует, на сколько процентов должны повыситься эти показатели. Инспектор может проверить обоснованность планов, не занижена ли планка.
Второй пункт проверки – перспективное планирование. Как будет развиваться школа с учетом экономической, демографической ситуации в регионе. Сколько классов придется открыть или закрыть, какие понадобятся новые кадры, новые курсы?
Важнейший пункт проверки – школьный уклад. Насколько детям хорошо в школе, не возникают ли конфликты с учителями, нет ли расовой, социальной дискриминации, дружат ли между собой ребята из разных землячеств, кланов, социальных слоев.
Еще проверяют условия обучения, материальную базу.
Работу отдельного учителя инспектор, как правило, не проверяет. Это дело администрации школы. Но и директор прежде всего будет смотреть на результаты работы педагога, а не на повседневные мелочи. Как планировать курс, какие книги читать, какие формы работы использовать – личное дело преподавателя. Если квалификация учителя все же вызывает сомнения, ему предложат курсы переподготовки, позволяющие ликвидировать конкретные недостатки.
Результаты инспекторской проверки – это анализ состояния дел в школе с конкретными рекомендациями, советами. Всем заинтересованным лицам, в первую очередь попечительскому совету школы, он доступен через Интернет. Совет обсуждает доклад инспектора, его рекомендации и решает, что стоит учесть на будущее, а чем можно и пренебречь. Родителям виднее, хороша или плоха школа, куда они привели своих детей.
Процесс инспектирования (по-нашему, аттестации) школы превращается в совместное обсуждение, рефлексию с участием всех заинтересованных лиц: коллектива школы, родителей, представителей местной власти, управленцев.
Откуда берутся такие замечательные инспектора и прочие руководители образования в Великобритании? Как правило, из школ. Способные, энергичные директора на несколько лет пересаживаются в кресла чиновников (как правило, по рекомендации коллег). А чиновники отправляются в школы на директорскую должность. Разница в зарплате невелика, но у директора немного больше. Так что номенклатуры в нашем понимании в Великобритании практически нет.
Конечно, руководитель образования любого уровня – это отдельная очень непростая профессия, она сильно отличается от работы учителя в классе. Поэтому человек, претендующий на подобную должность, получает специальное дополнительное образование в Национальном колледже руководителей школ.
Странное дело, в школах Великобритании, как и у нас, женщин больше, а вот в министерстве, в органах управления больше мужчин. Почему?

Информация предоставлена
Британским советом в Москве


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru