Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ АВТОБУС “ПС” 

Лето близится к концу, и школьный автобус «ПС» вновь отправляется в путь. Еще не начались уроки, еще не наполнились детскими голосами классы и школьные коридоры, но учебный год уже перестал быть «следующим», как его называли всего два месяца назад. Это теперь нынешний учебный год. Вот он, совсем не за горами! И чтобы в него попасть, не нужно ехать слишком далеко. Достаточно постучаться в двери любой школы. Ведь здесь уже сейчас завязываются узелки тех сюжетов, которыми наполнится жизнь учителей и учеников после первого звонка! Где же нам ловить дыхание нового учебного года, в какую сторону идти ему навстречу? Конечно, это все равно. Но нам захотелось, чтобы это были места, где особенно красиво наступление осени, где природа ждет сентябрь с тем же нетерпением, как мы – первый звонок…

Маршрут Людмилы КОЖУРИНОЙ

Проводы каникул в Липецком крае

Слова «Липецк», «Липецкий край» притягательны не только для слуха липчан. Россия знает о липецких яблоках, пьет соки «Тонус» и «Фруктовый сад». Все читатели Тургенева заочно знакомы с Лебедянью, а педагоги старшего поколения еще не забыли «Липецкий опыт» – в 60–70-е годы его насаждали, как картофель при Екатерине. Тогда все хотели от образования продуктивности, к уроку предъявляли требование интенсивности – выражение «драгоценная минута урока» было паролем для посвященных.
В ходу была новаторская педагогическая лексика: «единство повторения, объяснения и закрепления», «знания в укрупненных блоках», «метод комментирования», «ученик – соучастник своего образования», «самообучение», «фронтальные формы», «поурочный балл», «поиск резервов времени», «личный уровень обучения». Имя теоретика и практика липецкого метода Константина Москаленко было у всех на слуху. Уклад школьного урока менялся на глазах – тогда был дан знаменитый бой равнодушным, «тем, кто спит с открытыми глазами».
А потом, когда липецкий опыт вошел в обиход тысяч педагогов, внедрился в сознание сотен ученых и получил развитие, о нем забыли. Что-то стало неактуальным, что-то трансформировалось в другое, что-то поменяло прописку и имя… Обычная судьба хорошей идеи.
Но лучшие моменты моей поездки это рассуждение опровергали. Липецкий метод жив. Я не о проведении ежегодных педагогических чтений, посвященных памяти К.Москаленко, говорю, не об издании научно-методических сборников, хотя это все есть. Я говорю о поразительном факте: во всех педагогах, моих собеседниках на липецкой земле, остро и мгновенно проявлялась одна общая черта: искреннее и ревностное служение педагогике как высшей идее…

Денежный дождь

Не успели мы приехать в Липецкую область, как тут же все – и местные СМИ, и директора школ, и учителя – радостно стали сообщать нам о том, что в этом году из областного бюджета на нужды образования выделены крупные денежные суммы. Именно в эти дни в школы завозили новую мебель, технологическое оборудование для столовых, спортивный инвентарь, доски, карты, таблицы и новые компьютеры – уже в библиотеки! Старожилы липецких школ не могут припомнить ничего подобного: мебель красивая, спортивные снаряды из Германии, а наглядные пособия – и вовсе гости из будущего.
Рассказывает Ольга Нечипорова, директор основной общеобразовательной школы села Казино Задонского района: «Было время, когда в школе не было ни завхоза, ни сторожа, только я да техничка. Теперь всё по-другому. Нам из районного бюджета выделили десять тысяч рублей на ремонт, мы наняли рабочих и привели в порядок потолки... Очень, очень много в этом году дал департамент: современные лыжи, маты, чудесные мячи, еще два новых компьютера к имеющимся, три принтера, проектор. А сколько художественной литературы привезли, сколько энциклопедических словарей! И даже… даже сказали, что в следующем году будут полы менять. А ведь в нашей школе учатся только 36 детей!».
К сожалению, мы не можем рассказать читателям о том, как именно возник и почему пролился этот золотой дождь над школами Липецкой области: сотрудники областного департамента образования и науки были в эти дни настолько поглощены подготовкой к предстоящей педагогической конференции, что отказали нам даже в десяти минутах беседы. Педагоги, с которыми мы разговаривали, комментировали чудесную щедрость областных властей по-разному. Говорили и о приближающемся 55-летии города Липецка, и о прекрасных людях из управления образования, и об изменении образовательной политики государства. Правда, некоторые уверяли, что радоваться-то особо нечему: школам нужны не подарки, а капитальный ремонт, а то маты и брусья дали, а спортзал уже много лет в аварийном состоянии. Но даже такие скептики не могли скрыть удовольствия обладания современным школьным оборудованием. Мы разделили общую радость: похвалили, рассмотрели, сфотографировали.

Если на кривой угол наклеить обои, он прямее не станет…

В день нашего приезда в школе №3 города Данкова ремонтные работы были в самом разгаре. После-
завтра школу будет принимать комиссия, а еще столько надо успеть сделать! И у нас не было никаких шансов на обстоятельный разговор – пришлось удовлетвориться короткими репликами учителей, нарезающих и на-
клеивающих обои в учительской.
Разговаривают завуч Маргарита Балашова и педагоги Нина Анохина, Наталья Куликова, Мария Данилина: «Примут, конечно, школу. Нас знают, сто раз за год проверяют и пере-
проверяют, но чистоту и порядок навести надо», «Почему сами клеим? Так денег нет нанимать кого-то. Даже если двери красит учитель высшей категории, это обходится дешевле, чем оплата труда обычного строителя. Правда, фасадный ремонт школы делали специалисты», «Мы на все руки от скуки. Летом на своем огороде работаем, иначе не прокормишься. Отпускные такие маленькие, что не до путешествий»...
Очевидно, что наши педагоги не просто клеят и красят – они латают глобальные бреши, пробитые чиновничьим высокомерием и цинизмом. Традиция у нас такая: ценить учителя за исполнительность, терпеливость, за что угодно, только не за педагогический профессионализм. Заметьте: классное руководство у нас оплачивается по самому низкому тарифу (по седьмому, а не по имеющемуся у учителя разряду), хотя воспитание зиждется на более тонких и глубоких слоях отношений, чем обучение. Или проверка тетрадей. Она практически никак не оплачивается (по тому же седьмому разряду, тридцать копеек за тетрадь), но именно чтение детских работ определяет смысл учительского труда. Или такой вот новый и тревожный факт: «Все больше приходит в школу больных детей и детей с ослабленным здоровьем. В моем классе шесть человек с очень серьезными диагнозами, поэтому основное внимание уделяешь не учебному процессу, а самочувствию детей».
Выходит, самую важную педагогическую работу люди осуществляют на чистом энтузиазме. Энтузиазм педагогов – главный ресурс российской школы. Этот несгораемый счет покрывает любые законотворческие растраты высших чиновников. Например, данковские учителя начальных классов сильно озадачены новым учебным планом: «Хорошо, что вводится третий час физкультуры, обязательный английский, но почему это делается за счет сокращения нагрузки основного учителя? По этому плану мы теперь не можем наскрести себе часов даже на ставку! Но тогда этот план противоречит Трудовому кодексу!».
Грустно, конечно, иметь дело с документом, написанным на банный угол, да только ведь все равно на местах что-нибудь придумают: кружок ли учителю протарифицируют, выкроят ли час из регионального компонента... Так и будем жить. Понимать, что кривой угол, на который наклеили обои, прямее не станет, и довольствоваться тем, что он стал чище.

К первому звонку готовы даже цветы!

Если вы приехали в сельскую школу, а она закрыта – не огорчайтесь! Любой человек укажет вам дорогу к дому директора или завуча. Правда, и это правило не обходится без исключений. Вдруг вам попадается огромное село, которое раскинулось вдоль трассы «Липецк – Лебедянь», и школа, стоящая на отшибе… Вы дергаете за ручку свежевыкрашенной двери, стучите в чисто вымытые окна и понимаете: ни внутри, ни снаружи никого нет. Тем не менее не спешите разворачиваться. Обратите внимание на то, как прекрасно выглядит школа, как свеж ее фасад, как любовно выведено над дверью приглашение к путешествию в Страну знаний! А что за чудо-огород простирается за забором! Еще завивается гигантская капуста, еще набирает силу толстая свекла, а там, на других грядках, уже лежат пласты перекопанного чернозема. Да одна двадцатиметровая цветочная аллея, ведущая к школе, своим молчаливым существованием о многом говорит! Рассмотрев и оценив все это, вы смело можете повесить на ручку входной двери фирменный пакет «Первого сентября» со свежими изданиями, написать приветственную записку и сфотографировать на память вывеску. А потом в дороге поразмышлять о том, как хорошо, что мы не застали в Кузьмино-Отвержковской школе ни ремонта, ни тарификации; что школа за две недели до начала учебного года в полном порядке, а ее учителя сейчас занимаются своим непосредственным делом: готовятся стать достойными проводниками детей в Страну знаний.

Простая, но очень хорошая

Липецкая школа №2 открылась нам совершенно случайно. Мы с Данилом искали знаменитый в Липецке лицей №44, но то ли не поняли объяснения, то ли не там свернули – в общем, крутились-крутились и оказались не у тех ворот и не на той улице. Тем не менее попали мы как раз туда, куда и хотели попасть: в добрый и добротный мир настоящей школы, где необыкновенно легко дышится и широко говорится.
Мы сначала даже не поняли, отчего любая тема мгновенно обретает здесь грандиозный размах. Заговорили об учениках – так заодно и об их родителях, братьях и сестрах, дедушках с бабушками – все как-то связаны с жизнью школы. Произносится имя одного учителя – и тут же вспыхивают имена тех, кто работал здесь 30–40 лет назад, имена чудесных выпускников, которые вернулись в школу, став учителями, и тех, кто прославился, получил мировое признание... Все живо, все актуально, все под рукой. И погибший в Афганистане ученик Балалыкин (уголок его памяти на втором этаже, на видном месте), и жизнерадостные чемпионы мира со стенда «Знай наших!».
Разгадка далась нам не сразу: ни завучи, ни директор не выкладывали перед нами все карты сразу, не гордились и не отчитывались. Однако постепенно сложился вывод: школа эта в первую очередь заботится… о своем генофонде и добром имени. Здесь учились не только родители, но и бабушки, и дедушки нынешних учеников – так воспитываются поколения родителей. Здесь когда-то преподавали отцы и матери ныне работающих педагогов, а теперь приходят учительствовать их дети – формируются династии. И хотя директор Валентин Степанов (кстати, сын одного из прежних директоров) уверял нас в том, что основное – это вовсе не школа, а семья, школа-то у него как раз больше похожа на образцовый дом, чем на МОУ.
«Конечно, – говорит директор, – командно-административный стиль управления приносит быстрые результаты, но ведь какой осадок может остаться в душе подчиненного!» И это не слова. Редкая простота и уважительность в обращении всех со всеми очень заметна. Ощущение защищенности в большой дружной семье передается даже нам, пришедшим на час. Как будто читая наши мысли, директор, в который раз обменявшись взглядом с завучем Ольгой Перовой (советуется?), цитирует на память средневекового поэта Себастьяна Бранта: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. / Родители – пример ему./ Кто при жене и детях груб, / Кому язык распутства люб, / Пусть знает, что потом получит / Все то, чему он с детства учит… / Коль видят нас и слышат дети, / Мы за дела свои в ответе. И за слова…».
Финал же нашей встречи был просто оглушительным. Как бы между прочим нам рассказали о том, что в апреле 2004 года девятиклассник школы Саша Сирица на Всероссийской научной конференции «Шаг в будущее» вошел в тройку лучших молодых исследователей России и осенью будет представлять нашу страну на соревновании молодых ученых Европейского союза в Дублине! «Да мы-то тут ни при чем, такой уж талантливый человек, – останавливает наши восторги директор. – Это все семья. Его отец и мать, кстати, тоже у нас учились».
Все в этой школе как-то кстати и все убедительно. Поэтому в городе (об этом мы потом прочитали в газете) говорят: если вашему ребенку не повезло с учителями в престижной школе, ведите его во вторую. Там много увлеченных педагогов и талантливых ребят. Школа простая, но хорошая.
Директор провожает нас до автобуса. Прощальный взгляд почти отеческий, пристальный и глубокий. Ох непростой!

Музейная педагогика

Лев-Толстовская школа состоит из двух зданий, между которыми старый уютный парк. Вокруг маленькие беленые домики, окруженные садами. Тишина и покой… А рядом знаменитая железнодорожная станция Астапово, на которой прошли последние дни и часы жизни великого писателя Льва Толстого. Там тоже тихо: музей. Часы навсегда остановлены на времени пять минут седь-
мого.
Как оказалось, и в школе лучшее место – музей. Правда, это музей боевой славы. Им занимается Галина Иванонькив, ныне заслуженный учитель России, а в детстве – красный следопыт из кружка учителя-энтузиаста этой же школы. Сильное впечатление от музея – это впечатление от его руководителя. Настолько заразительно и основательно подходит Галина Анатольевна к любой точке разговора, что у собеседника появляется желание немедленно записаться в ее кружок и идти хоть на край света. Как тут не получать награды за лучшие исследовательские и творческие работы! Жаль, что мы не смогли ничего из лучшего посмотреть: отправленные на районные и областные конкурсы, детские работы назад никогда не возвращаются. Взамен присылаются дипломы…
В кабинете литературы скоро тоже будет музей. Почти все готово для создания экспозиции «Летопись жизни Льва Толстого». Директор школы Елена Леконцева планирует на новый учебный год создание серии проектов по методической интерпретации экспонатов, подаренных школе «большим» Музеем Льва Толстого.
Здорово. Есть серьезная тема, вокруг которой можно организовать интересную школьную жизнь, есть общий центр. Только бы не заболтать этот материал, не поставить бы готовые результаты выше процесса выстраивания долговременных учительско-ученических отношений.
…В том-то и штука, думалось мне в дороге, что музеи боевой славы и этнографии созданы повсеместно, как будто по приказу. Никаких других школьных музеев в своих поездках я пока не встретила, а эти уже начала воспринимать как обязательный атрибут школы, как консервированный продукт для демонстрации: быстро открыть и разогреть до нужной температуры. Видимо, идеи музейной педагогики еще не начали осваиваться нами на уровне философии воспитания.

Лебедянь

«Запустели грады по Воронежу и по Подонью, придвинулась граница к Дону, но постепенно по забытой дороге на Дон продвигались новые поселения. Лебедянское городище на Дону возникло на месте древнего града Чкрленного яра…» – именно это место книги «Лебедянь и его уезд в XVII веке» я открыла наугад в кабинете директора школы №4 Михаила Бессонова. Если такие книги лежат на директорском столе, понятно, что он историк, притом увлеченный краевед. А поскольку директором молодой человек только что назначен, он еще не успел найти моральной опоры в информационно-методических бюллетенях и сборниках приказов. В этом изюминка нашей беседы.
– Есть в городе и лучшие школы. Наша, как вы заметили, очень старая. Когда-то купец Пылькин подарил свой каменный дом у Новоказанского собора земству, и вот с тех пор тут школа.
– И теперь вы здесь директор. С какими идеями вы пришли к рулю?
– Идей много. Например, хочу создать в школе театр исторических личностей. Чтобы ученики на основе документов написали сценарий, разыграли его, сделали резюме. Это большая работа для группы учителей и учеников: найти документы, перевести документ в речь, потом в действие. Долгосрочный проект.
– А можно ли так проходить историю на уроке, а не во внеклассной работе?
– Такая форма урока очень интересна. В такой интерпретации вполне можно освоить программу по истории.
– А по физике?
– Если дело касается личностей ученых, то я могу себе это представить. А вот как изучать закон Ома на театре? Не знаю, не думал.
– Допустим, физика изучается как театр идей. Приходит проверяющий и…
– И ничего. У нас в городе всячески приветствуют и поощряют творчество педагогов. Все, кто работает в отделе образования, прошли учительский путь.
– Но если ваши идеи не поддержит коллектив?
– Я не думаю. Чтобы работа пошла, достаточно поддержки одного человека. Искры. И разгорится пламя.
– Вы делаете ставку на свой и чужой энтузиазм, а на мысль, на технологии?
– Я рассчитываю на людей. На то, что люди очень разные. У нас в школе был День самоуправления, так заметьте, дети выбрали директором не самого умного, не самого активного, а самого хорошего человека. Уверен, что на директорском посту важны не столько мои цели, не столько мой интеллект, сколько мое умение складывать разные цели в определенные смыслы.
…Потом мы вместе прошли по школе, постояли у обелиска и прочитали длинный список имен выпускников этой школы, погибших во всех войнах XX века, включая чеченскую. Прощаемся. Новый директор Михаил Бессонов и прежний завуч школы Надежда Клевцова стоят на пороге школы, как на капитанском мостике старого, но надежного корабля. Вести школу – это очень серьезно.

Учитель словесности А.Куприн

В своих поездках по школам я уже привыкла к директорскому ответу на вопрос о талантливых педагогах: «У нас все учителя хорошие, все стараются, мы никого не выделяем». Поэтому когда в селе Казино директор Ольга Нечипорова заговорила об учителе словесности Андрее Куприне как об очень интересном педагоге, я онемела от неожиданности…
«Ведь что такое хороший педагог? – рассуждала Ольга Викторовна. – Не тот, которым все довольны. Не тот, кто получает звания и награды. Это учитель, который помогает детям подняться и пойти дальше. Наши выпускники после девятого класса уходят в другие школы, в колледжи. Их подготовку по русскому языку и литературе везде высоко оценивают, и они приходят к учителю с благодарностью... Правда, это только мое мнение, многие с ним не согласны. Вы лучше сами поговорите с Андреем Николаевичем!»
И мы разговариваем с учителем Куприным во дворе его дома, за садовым столиком. «Как учу? По-разному. Мы на уроках, бывает, просто говорим. Можно принести сумку словарей, подготовиться основательно – но для кого этот умный разговор заводить? Детям многое из программы просто не интересно. Порой кажется, им вообще ничего не интересно. И вот если вдруг какие-то темы спонтанно возникают, скорее хватаешься за этот интерес, развиваешь его, даешь какие-то творческие задания…»
Я спрашиваю почти без всякой надежды, нельзя ли почитать что-нибудь из детских работ. Моя просьба вызывает удовольствие учителя: «Сейчас принесу, правда, ничего особенного, но мне показалось, что-то там есть…». Ура! Учитель хранит дома тетрадки учеников! Листаем, зачитываем… Сказку шестиклассника Данилы Стрельникова читаем вслух: «В лесу под Новый год собираются зайцы: чем же украшать елку? Ничего нет. Придумали: “Позовем зверей, и они принесут что-нибудь!”. Позвали мышку, она принесла конфетку, лягушка принесла цветок кувшинки, белка – шишку, ежик – яблоко. Нарядили елку и давай петь, кружиться. Лиса услышала, прибежала: “Что это у вас за шум? Надо сначала у хозяина леса разрешение на праздник спросить!” – “А кто хозяин?” – «Вы что, не знаете? Это Медведь!” – “Он сейчас крепко спит!”. Тогда Лиса принесла на ёлку игрушку Колобок, а Волк принес Снегурочку. И получился у зайцев настоящий праздник»… Смеемся: только пока начальство спит, звери могут забыть о своих ролях, дружить и веселиться.
Нехитрая сказочка эта отыгрывает весьма серьезные вещи. В дальнейшем рассказе учителя она обретает черты притчи: «У меня ведь только вторая квалификационная категория. Я “скандальный учитель”. Но что делать, если любой начальник считает, что его мнение, даже если оно идет вразрез с законодательством, – это и есть закон. “Дайте, – говорят мне, – план урока!” – “Не дам”. Потому что где написано, что мой план существует для кого-то, кроме меня? Проверяющие листают законодательство, удивляются, что там ничего такого не написано. Тем не менее обещают диплом отнять. Я ведь многое не по их правилам делаю. И двойки ставлю, и единицы – у нас же пятибалльная система! И работе над ошибками уделяю слишком много времени, могу посвятить ей даже несколько уроков. В обучении письменной речи “разбор полетов” – самое главное. “Не по методике”, – говорят. Но нельзя же так абсолютизировать стандарты, называть их государственным заказом на образование! Я вижу образовательный заказ на лицах своих учеников и сам знаю, как и чем можно на него ответить».
Чем дольше говорим, тем меньше наша беседа напоминает интервью. Мы обсуждаем проблемы перевода «Слова о полку Игореве», идем в дом к компьютеру, я скидываю на «Рабочий стол» заинтересовавшие учителя материалы… Данил, наш водитель, смеется: «Я вижу, мы в этом Казино обосновались капитально!». Но и кроме шуток, в деревне Казино Задонского района Липецкой области очень интересно. Никак не уедем: вот уже и в автобус сели, и подаренные яблоки сложили в корзину, а диктофон все работает: «…Взрослые хотят, чтобы образование приходило прямо к дивану, разрабатывают технологии, облегчающие усвоение знаний... Нет ценности в знаниях, их всегда можно найти, если понадобится. А вот научить учиться…»
Мы снова едем. За окном поля, поля, поля. Трактора поднимают толстые пласты чернозема, и птицы заинтересованно ищут в открывшейся земле что-то свое. Да-а… не это ли метафора школы?

И чтобы не забыть…

…Мягкий южный выговор жителей Липецкой области ласкает слух, но иногда выходило очень смешно: «Нашим детям просто необходим лохопед!».
…В Лебедяни я зашла в книжный магазин и удивилась: все лучшее из лучшей книжной продукции было здесь. Правда, в небольшом количестве, правда, по московским ценам, но какой вкус в подборе самой разнообразной литературы! Хозяйка магазина Надежда Карлина говорит, что ее магазин процветает: «Лучше всего в августе пошла классика: дети собираются в школу. Всегда хорошо идут сборники стихотворений известных русских поэтов. У нас вообще читающий народ!».
…Из рассказа учителя русского языка: «Компьютеры школе дали, но мультимедийная продукция просто безобразна! Никаких стандартов на нее нет, что ли? Как можно давать детям диск по русскому языку, в котором есть раздел «Падежные окончания глаголов»?
…В Липецкой области с 1998 года существует пионерская организация. «Пионерские прожектора» висят в каждой школе. Дети вступают в пионеры по желанию и с согласия родителей. Они носят красные галстуки и выполняют известные по прежним временам обязанности. Здесь восстановлен институт вожатых – с минимально низкими, как раньше, ставками заработной платы.
…В дни нашего приезда в Липецке проходило грандиозное авиашоу. Бесплатной поездки на праздник были удостоены лучшие дети области. Это, как нам сказали, «наши спортсмены и пионеры».
…Мнение завуча: «Теперь в нашей области введен третий час урока физкультуры. Это просто беда для школы, в которой нет спортзала. Физкультура в рекреации или в коридоре мешает проведению других уроков».
…О едином государственном экзамене мы говорили со многими педагогами, приведу наиболее часто повторяющиеся мнения: «Идея хороша только в общем и целом, а конкретно видим, как ЕГЭ подавляет именно талантливых, нестандартных детей… Результаты ЕГЭ не учитываются не только при поступлении в вузы, но и в техникумы. Нужна ли эта нервотрепка?.. ЕГЭ по истории, литературе, географии – это еще какой перебор! Тесты учат быстро отвечать, но быстрота – далеко не главное качество ответа».
…А красота августовских ландшафтов липецкой земли захватывает крепко, как будто навсегда. Желтые палаточные городки стогов на сжатых нивах, могучие синие спины курганов, тяжелые темные воды Дона – нелегко душе от этого оторваться и выскочить на московскую трассу.

Фото Данила РОМАНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru