Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 76 
 

Что такое “Отечествоведение”

Отечествоведение.  Учебник для старших классов средней школы

Отечествоведение.
Учебник для старших классов средней школы
/ Под ред. И.Б.Чубайса.
М.: Захаров, 2004-07-31

Этот экспериментальный учебник пока используется только в школах Калининградской области. Его авторы, А.Н.Барулин, Е.А.Князев, М.Л.Князева и И.Б.Чубайс (он является автором концепции учебника) – попытались объединить в одном курсе отечественную историю и обществоведение. Такой подход представляется оправданным, ибо нельзя отделить друг от друга историю государства и историю общества. Фактически это возвращение к традиции дореволюционных гимназий, где был курс отечествоведения.
В то же время в ограниченный объем учебника не было возможности включить всю историю России. Поэтому авторы ограничились главнейшими, на их взгляд, периодами. В XX веке, например, это революция 1917 года, Великая Отечественная война и перестройка, охватывающая период от Горбачева до Путина. Вероятно, если курс отечествоведения приживется, будут выпущены учебники для каждого класса, в совокупности покрывающие всю российскую историю. Как отмечается в предисловии, “это книга о стране, в которой мы живем, стране, которую знаем и которую будем познавать всегда”. Учебник состоит из четырех разделов: историософия России, русский язык, философия России и русская словесность.
Первый раздел представляет собой очерки истории России, в которых наша страна рассматривается как самостоятельная цивилизация мирового значения. Второй раздел – это фактически история русского языка с основами социолингвистики. Третий раздел представляет собой обзор поисков национальной идеи в России. Наконец, четвертый раздел является очерками отражения нескольких мотивов (образов) в русской литературе. Это образы дома, дороги, музыки, силы и духовности. Как подчеркивается в учебнике, “разрабатывая курс отечествоведения, мы должны были остановиться на главном, на том, что в первую очередь формировало страну”.
В построении курса прослеживается определенная логика. Сначала рассказывается о том, что влияло на сферу сознания: политическая и социально-экономическая история. Затем речь заходит о языке, т.е. том инструменте, посредством которого выражается мышление. Далее рассказывается, как русское самосознание стремилось себя самоидентифицировать в поисках национальной идеи и, наконец, в каких образах страны и народа оно себя выразило. Авторы учебника исходят из того, что “на Руси зов родной земли звучал сильнее, чем голос родной крови, и наши предки были склонны считать своими всех людей, кто проживал с ними на этой земле, вне зависимости от племенной и религиозной принадлежности”. Они также утверждают, что “важнейшей идейной силой Древней Руси была историософия летописей, оказавшая несомненное влияние на взгляды правителей. Из летописи узнавали, как думали в старину и как поступали отцы и деды. На Руси не считали, как мы теперь, что “новое лучше старого”, наоборот, сын стремился во всем подражать отцу и продолжать начинания предков. Старались жить “по старине”, которую понимали как основание веры христианской, права, обычая, традиции”. Как подчеркивается в книге, “для нынешнего поколения альтернативы не осталось, пришло время целенаправленной переориентации на обустройство всех собранных земель. Слова “агрессия”, “война”, “экспансия” должны полностью исчезнуть из нашего лексикона”.
Учебник, несомненно, не лишен недостатков. Бросаются в глаза очень большие параграфы, после которых приводится лишь минимум вопросов. Мало практических заданий. Вместо них предлагаются тесты. Например, время начала строительства Санкт-Петербурга предлагается выбрать между 1700, 1701, 1702 и 1703 годами. Если бы не недавний юбилей, тут могли бы запутаться и некоторые профессиональные историки.
Данный учебник все же больше напоминает учебное пособие. Вместе с тем книга написана живым, доступным языком, без нарочитого усложнения, которым частенько грешат авторы учебников по гуманитарным дисциплинам. Так, очень интересен очерк о возникновении и конкуренции кириллицы и глаголицы. А вот как, например, раскрывается образ дороги в “Войне и мире”: “Русские дороги – один из героев войны 1812 года. Дороги Наташи, Андрея, Пьера, Наполеона, Кутузова. В дороге раскрывается смысл человеческой жизни. Сакральное значение дороги, движения. Именно в дорожном полусне-полуобмороке Пьер получает ответ на свой главный вопрос. “Запрягать нужно, запрягать”, – говорят мужики, и Пьер расшифровывает свой код мира: “Сопрягать нужно, сопрягать”. Так Толстой возвращает нас к национальному кодовому решению, данному в сказках: богатырь находит себя на пути, у развилки, на перепутье. Богатырь на перепутье – русский архетипический образ”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru