Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Татьяна ГУРЬЯНОВА

Нескладушки распевать лучше хором

Потому что, постигая азы чтения, маленькому дислексику полезно не просто проговаривать новое слово, а пропевать его, растягивая гласные, тогда малыш легче удержит в памяти их правильное звучание

О существовании дислексии (нарушение чтения, при котором буквы и слова изображаются или прочитываются неверным образом) еще совсем недавно учителя просто ничего не знали, а тех, кто “смотрит в книгу и видит фигу”, считали не слишком усидчивыми детьми. Сегодня к речевым проблемам такого рода относятся так же серьезно, как к заиканию, и стремятся как можно быстрее их скорректировать.

Словесная слепота

Первые проявления дислексии обнаруживают уже в первом классе. Страдающие ею дети либо с трудом различают созвучные слова (“бочка-почка”, “угол-уголь”) и близкие по артикуляции звуки (о-у, е-у, р-л, ц-ч), либо смешивают оптически сходные буквы (к-н, п-т, п-к, а-о, д-у, х-ж), либо страдают так называемой словесной слепотой, мешающей запомнить написания простейших слов.
Читая “по догадке”, дислексики часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри-богатые, потом-поэтому), искажают окончания (говорится-говорил), переставляют слоги (лопата-лотапа), а то и вовсе пропускают целые звуки и буквы (куртка-курка). И очень скоро попадают в разряд отстающих: прочитать фразу и понять ее смысл, правильно записать предложение под диктовку им очень сложно.
Рука об руку с дислексией идет и другая школьная беда – дисграфия (нарушение письма). Подобно персонажу известной детской сказки про Винни-Пуха, “правильнописание” у таких детей вроде бы хорошее, но почему-то хромает, а их тетрадки напоминают комиксы с китайскими иероглифами, разобрать которые можно с большим трудом. Специалисты считают, что проблемы с чтением просто автоматически переносятся на письмо.
Учителям от таких объяснений ни жарко ни холодно. Устав исправлять каракули и перечеркивать ошибки, многие педагоги объявляют неумех чуть ли не умственно отсталыми детьми. И совершают роковую ошибку: ни к каким грубым нарушениям психики и интеллекта дислексия и дисграфия отношения не имеют. В противном случае интеллектуально неполноценными людьми нужно было бы считать и легендарного Джона Рокфеллера, и выдающегося изобретателя Томаса Эдисона, и знаменитого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, которые тоже страдали словесной слепотой.
Механизм возникновения дислексии до конца не изучен. Одни специалисты объясняют ее происхождение преимущественно наследственным недоразвитием определенных мозговых функций (при полной сохранности всех остальных, разумеется). Другие видят главную причину словесного “дальтонизма” в неадекватности воспитания ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни, когда родители либо слишком перегружали неокрепшую психику своего дитяти не соответствующей его возрастным возможностям информацией, либо вообще с ним не занимались. Или слишком рано отдали в школу, невзирая на то, что морально он к этому был еще не готов.
Специалисты не сомневаются: если, придя в первый класс, новоиспеченный школьник не научился четкой артикуляции, если ему трудно сосредоточить свое внимание на конкретном задании, если, написав одну строку, он начинает уставать (а по некоторым данным, это 15–20 процентов наших первоклашек), проблем с учебой ему не миновать.
Особенно при обучении письму, где проявляются все слабые звенья развития ребенка и где требуется максимально скоординированная работа различных мозговых зон и сразу всех органов чувств. Для того чтобы писать, мало просто знать буквы. Необходимо уметь проанализировать их звучание, прочувствовать артикуляцию, вспомнить зрительный образ буквы и слова, построить программу их написания и удерживать ее, уметь планировать текст, поддерживать правильную позу, контролировать работу мышц руки и обладать хорошей координацией движений. Для бедного дислексика это тяжкое испытание.
Характер тех или иных детских проблем опытные специалисты вычисляют сразу. Достаточно заглянуть в рабочую тетрадь страдающего дислексией школяра. Инертное повторение (персеверация) и пропуск букв, слогов, слипание слов, лишние элементы в буквах свидетельствуют о проблемах с произвольным вниманием, программированием и контролем.
Пляшущая строка, постоянные колебания наклона и высоты букв, замена рукописных букв печатными, нарушение их порядка, тенденция к фонетическому письму (“радсно” вместо “радостно”, “ручйи” вместо “ручьи”) – верный признак пространственных трудностей, связанных с проблемами правого полушария.

Прицел на тетрадку

Представленная на проверку письменная работа изобилует зеркальными (перевернутыми в другую сторону) буквами? Перед вами классический образец письма левши, среди которых также довольно часто встречаются дислексики и дисграфики. Из-за более сложной мозговой организации эти дети находятся в большей зоне риска: у правшей (а их подавляющее большинство) речевые функции выполняются преимущественно левым полушарием, тогда как у левшей они распределены между обеими половинами мозга, сообщение между которыми при некоторых видах левшества значительно затруднено.
Что, впрочем, не мешает школьным педагогам нагружать несчастных по полной программе, еще больше усугубляя их проблемы. Одна из самых распространенных учительских ошибок – проверять страдающего дислексией ученика на скорость чтения: скоростные требования не предполагают осмысленность услышанного, с которой у таких детей и так напряженка.
Противопоказана при дислексии и работа с неотредактированным текстом из серии “исправь ошибку”. При ряде нарушений чтения и письма ученику опасно видеть неправильно написанные слова: ошибочный вариант закрепляется в памяти.
И уж конечно не стоит механически натаскивать детей на чтение и перегружать бесконечными письменными заданиями. В погоне за хорошими показателями преподаватели получат прямо противоположный результат: перегруженный ребенок будет ошибаться не только из-за проблем, связанных с дислексией, но и из-за элементарного переутомления и в конце концов вообще потеряет всякий интерес к учебе.

Метод “крестиков-ноликов”

Что действительно необходимо в работе с такими детьми, так это терпение. Никакой гонки! Никаких нагоняев! Главное, чтобы ребенок понял суть своих ошибок и научился их преодолевать. Специалистами разработаны целые программы по развитию слухоречевой и зрительно-пространственной памяти, включающие в себя разнообразные речевые игры с использованием специальной доски с разрезной и магнитной азбукой, артикуляционную гимнастику с отработкой произношения и звуковым анализом.
Родители тоже очень многое могут. Тем более что никаких особых премудростей для работы с маленьким дислексиком не требуется. Мамам и папам нужно просто вспомнить старые добрые детские игры, в которые они когда-то так любили играть, и обучить им своих детей. Игра в “крестики-нолики”, например, прекрасно тренирует внимание (можно использовать эту игру и для тренировки зрительно-пространственной памяти, когда ребенок должен запомнить расположение крестиков-ноликов и потом его воспроизвести). Игра в классики великолепно развивает глазомер. Для тренировки звукового анализа незаменима игра в города, а для организации ритмичного движения – прыжки через веревочку.
Доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, педагог-психолог Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования Татьяна Васильевна Ахутина советует: осваивая с ребенком азбуку, старайтесь сделать так, чтобы алфавит вошел в его жизнь как можно более естественным образом (в виде вышивки на любимом носовом платке, нарисованной на снегу или выложенной из веточек буквы). Постигая азы чтения, полезно не просто проговаривать с ребенком новое слово, а пропевать его, растягивая гласные, тогда малыш легче удержит в памяти их правильное звучание.
Не забывайте и о таких необходимых для ребенка занятиях, как рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики, развивающих мелкую моторику рук и активизирующих работу различных участков мозга.
Ваши усилия тщетны? И малыш, несмотря ни на что, постоянно путает написание букв, переставляет и изменяет их в словах, неохотно рисует, а при копировании рисунка грубо нарушает заданные пропорции? Обратитесь к специалисту!
Оптимальное время – за год до школы. Несколько месяцев упорной, кропотливой работы под контролем опытного логопеда или нейропсихолога – и от вчерашних проблем не останется и следа.
Только не опоздайте. Иначе не исправленная вовремя дислексия станет источником школьных комплексов и подпортит будущую карьеру вашему ребенку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru