Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
ДОВЕРЯЙ, ДА ПРОВЕРЯЙ! 

“Что ж это такое в самом деле?! Как это – в школу можно не ходить?! Это что, провокация? Сентябрь ведь на носу!” – может возмутиться кто-то из читателей. Да, на носу. Более того, на носу августовский педсовет. И вот в то самое время как передовая педагогическая общественность будет обсуждать проблемы тотальной модернизации школ всея Руси и грядущего поголовного перевода всех старшеклассников на профильное обучение, мы на полном серьезе предлагаем обсудить на августовском педсовете мнения каких-то там мамаш. Одна из них, например, считает, что большинство современных навороченных развивающих методик ребенку не то что бесполезны, а просто-таки вредны. Другая же мамаша полагает, что детей в школу и вовсе отдавать не нужно.
Казалось бы, зачем учителям нужно быть в курсе каких-то там экстремальных, чуть ли не “вредных” родительских мнений да еще обсуждать их с коллегами? Как это зачем! Ведь подобные пристрастные (читай: неравнодушные) мнения со стороны могут стать не просто тревожным звоночком, но и прекрасным поводом для пересмотра (“начни с себя!”) собственной работы, а значит, личной профессиональной позиции, привычных методических подходов.
И тогда, глядишь, учителя перестанут прикрываться спущенными сверху начальственными циркулярами и новомодными лозунгами-однодневками, а раскрыв глаза, прочистив уши и засучив рукава, займутся своим прямым делом – обучать и воспитывать учеников по совести и здравому смыслу.

Рисунок А.Пахомова к книге С.Маршака “Школьные товарищи”, М., 1936

Ариша ПУШКАРЬ,
мама троих детей (еще маленьких и не очень)
г. Москва

Резвятся кто во что горазд

Обзор современных “учебников для дошколят”: вопросы и недоумения

Сейчас нет недостатка в литературе по развитию способностей детей. Почти с пеленок и до окончания вуза дети учатся и сдают экзамены, явные или скрытые, а значит, подготовка к этим экзаменам – товар, пользующийся неизменным спросом.

Редкая школа, имеющая хоть какие-нибудь амбиции, радостно примет в первый класс ребенка, не умеющего читать. Правила приема то смягчаются, то становятся строже, но обеспокоенные родители считают своим долгом научить ребенка читать еще до школы, даже если им близки идеи вальдорфского воспитания. Спрос есть – появляются азбуки и буквари для дошкольников. Эти книги не утверждает министерство просвещения (что само по себе тоже ничего бы не гарантировало) – так что авторы резвятся кто во что горазд.

И это методики?

Наиболее часто встречающийся вид азбук – книга, где каждой букве посвящены только картинки и вирши разной степени бойкости. До бессмертных высот “Бегемот разинул рот: // Булок просит бегемот” современные авторы редко поднимаются. Если хотите азбуку такого рода, лучше выбрать Маршака или что-нибудь, что сами любили в детстве, чтобы не пришлось краснеть перед ребенком за купленную вами книгу.
Беднее выбор букварей – учебников для чтения. Неплохой букварь Н.Жуковой с легким, но, похоже, полезным логопедическим уклоном выпустило издательство “ЭКСМО ЛИТУР”. Ничего особенного в нем нет, но есть несложные и подробные рекомендации для родителей и некоторое количество простых упражнений для детей. Методика обучения самая обычная, но ведь и мы по ней учились, а значит, хорошо ее понимаем. Количество именно простых текстов, не содержащих длинных слов, недостаточно почти во всех букварях. Учебник Жуковой выделяется на общем фоне в лучшую сторону.
Глядя на разные учебники для малышей, забавно отметить, что учебники для умственно отсталых детей или детей с серьезными речевыми нарушениями обычно более удобоваримы – если, конечно, использовать их для детей младшего, чем рассчитано, возраста. Видимо, это проявление некоторого закона природы, ведь даже “Улица Сезам” появилась на свет из учебной передачи для неполноценных детишек.

Это что, тексты для чтения?

Общим слабым местом многих обучающих чтению книжек являются, как ни обидно, сами тексты для чтения. Авторы плохо представляют себе, как живет их читатель, какие вещи его окружают, чем он занимается. В книге “Учимся читать” (изд. “ЭГМОНТ”) для детей 4–6 лет находим следующий текст:
«Мой день. Я встаю рано. Делаю зарядку и умываюсь. Потом завтракаю, одеваюсь и гуляю с собакой. Потом возвращаюсь домой, раздеваюсь, мою руки и обедаю. Помогаю бабушке: убираю со стола, мою посуду, подметаю пол. Потом играю в компьютер и смотрю мультики. Ужинаю я вместе с родителями. Засыпаю я, когда по телевизору идет программа “Время”».
Мальчик, что ты, мальчик! Зачем ты пошел на улицу один с собакой? Это опасно! Ты, конечно, молодец, что в свои 4–6 лет умеешь не только подметать пол, но и мыть посуду, но, может, порисуешь лучше, чем в телек-то смотреть?..
Я думаю, что тут слукавил художник, изобразивший героем этого рассказа маленького мальчика. На самом деле это дедушка. Гуляет с собакой, а потом мирно посапывает под программу “Время” на радость домашним.

Это загадки такие?

Редкая книга, развивающая навыки чтения, не содержит неудачных, нелепых текстов. Почему-то особенно хорошо удаются авторам загадки:
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз –
И помнят нас. (“Я узнаю буквы”. С.В. Филлипов, изд. “Норинт”).
Думали, это Джеймс Бонд? Нет, всего лишь фотоаппарат.
“Язык родной, дружи со мной!” – патетически называется учебник (в целом интересный) Александра Шибаева. Под изображением несчастного закутанного мальчика читаем:
Что у Пети?
Рассмотри ЕЕ внимательно,
Поразмысли не спеша,
И отыщешь обязательно
Шесть вещей на букву Ш!
Язык родной, дружи с Александром Шибаевым!
Опечатка? Да, наверное, опечатка. Или автор под словом ЕЕ подразумевает не Петю, а картинку. Но пусть уж тексты для детей, которые только учатся читать, будут без опечаток и неточностей, неоднозначностей, неясностей. Им сейчас это важно.

Как, еще и прописи?!

Многие издания посвящены обучению дошкольника навыкам письма. С одной стороны, занятие, конечно, полезное. С другой – в нем особенно необходима мера. К школе ребенку хорошо бы уметь писать печатными буквами. С прописными я бы не советовала торопиться. Просто удивительно, сколько внимания учителя начальных классов могут уделять тому, какой кончик буквы “у” получается у вашего ребенка.
Переучиваться бывает труднее, чем учиться, поэтому лучше просто потренировать руку, тем более что в продаже есть много дошкольных “безбуквенных” прописей (изд. “Карапуз” и “РОСМЭН”).

Занимательная математика?

Математика тоже не обделена вниманием педагогов. Название книги Г.Юдина “Заниматика” предполагает нескучную, забавную математику. Но начинается она с суровой морали о том, как нехорошо бить окна и переходить дорогу на красный свет (дошкольникам!) Это, конечно, безумно занимательно, и, обогатившись духовно, ребенок с легким сердцем перейдет к решению задач.
Кажется очевидным, что для малышей, делающих свои первые шаги в арифметике, задания должны быть сформулированы особенно ясно и четко. Но именно этого и не хватает большинству учебников математики для дошкольников.
“Лесенка-Чудесенка” В.Новиковой (изд. “Мозаика-Синтез”).
Выписан ряд чисел
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Задание. Назови числа в обратном порядке. Назови число до 5.
В обратном чему – написанному или обычному? До 5 – в этом ряду или в обычном?
К сожалению, это совершенно типичная погрешность из типичного учебника.
“Таблица умножения в стихах” А.Усачева, видимо, призвана облегчить запоминание примеров. Я бы все же посоветовала использовать закономерности – пусть даже мнемонические, а не математические, – нежели стихи:
Четыре милых свинки плясали без сапог: // Четырежды четыре – шестнадцать голых ног.
Эротично. Лучше пальчики детские считать, чем голые ноги “милых свинок”.
“Сказочный задачник” Татьяны Рик, выпущенный издательством “РОСМЭН”, – редкий удачный пример повествовательно-математической книжки. Ее герои – девочка Ася, Василиса Премудрая и понарошечная собачка Зюмзюмка – решают вполне осмысленные задачки по ходу вполне активного действия.

Что важнее?

“Как вырастить гения”, “1000 упражнений для подготовки к школе”, “Сборник развивающих тестов”(?!) и так далее – выбор книг подобного рода огромен. Конечно, подготовиться к школе нужно – так новый этап в жизни вашего ребенка начнется не слишком болезненно. Но не стоит делать из развивающих занятий священную корову.
Считайте с ребенком ступеньки в доме и деревья в парке, а учебник арифметики оставьте себе для ориентира. Малышу интереснее всего читать слова и маленькие предложения о себе, о своих игрушках и друзьях – напишите их вместе с ним.
Азбуку тоже можно почитать, ведь это такое взрослое, серьезное занятие, но пусть оно будет радостным. Дошкольнику играть, чувствовать себя счастливым и успешным важнее, чем выполнить “1000 упражнений по подготовке к школе”.

От редакторов

Трудно не посочувствовать автору в ее сетованиях по поводу той (порой безответственной) разноголосицы, что царит нынче на рынке азбук. Действительно, далеко не всем продвинутым азбукам стоит доверять. И трудно не согласиться с автором: чем заниматься по некоторым из них, так лучше уж ступеньки в доме считать, а азбуку сочинять самим – “печатая” буквы и слова на листочках бумаги.
Но вот, предположим, бдительные родители купили наконец “правильную”, с точки зрения автора обзора, азбуку, вовсе не “безответственную” и совсем уж не “навороченную”, например, Толстого или Маршака, с чудесными текстами и рисунками и без всяких выкрутасов. И что?.. Эти замечательные книжки тоже, как правило, пылятся на полках…
Озаботившись в очередной раз (пора, мол, знакомить малыша с буквами), родители покупают очередную красочную азбуку. Что ж, первое время малыш листает ее с интересом. Но как только родитель подходит к нему со своими корыстными дидактическими целями, начинает тыкать пальцем в картинки и буквы и спрашивать “учительским” голосом: что это? какая это буква? – так детский интерес к книжке почему-то быстро улетучивается. Хорошо еще, если родитель помучается-помучается, да и махнет рукой. А то ведь очень упорные бывают: ребенок после таких занятий на всю оставшуюся жизнь отвращение к учебе может питать…
И все же не спешите отказываться от уже приобретенных (и наверняка дорогих?) книжек. Воспользуйтесь нашими подсказками, чтобы вдохнуть в них жизнь. Используйте их как повод для общения с ребенком. Ведь главное (чем бы вы ни занимались), чтобы обоим – и взрослому, и ребенку – было интересно. Только так будет толк.

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru