Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Черепашки на площади

Маленький провинциальный городок, стоящий на большой важной реке, связующей юго-восток с северо-западом. Чем могут заниматься жители такого городка? Естественно, торговлей.

 В статистических заметках 1850 года значилось: “Жители города торгуют хлебом, маслом, солониной, свининой и дичью, которые в незначительном количестве отправляют в С.-Петербург; кожами, которые продаются на месте, сверх того промышляют хлебопашеством для своего потребления и судоходством. Промысел судоходством состоит в том, что некоторые из купцов и мещан имеют свои суда, перевозят по подряду товары из Рыбинска до С.-Петербурга и других пристаней, а прочие исполняют службу на судах.
Жители уезда торгуют успешно железом разных сортов, хлебом, мясом, барками и лодками, которых выстраивается ежегодно на сумму 250000 рублей. Сбыт большею частью в Рыбинске. Кроме того, простыми сапогами, которые возят в Ригу и Ревель, гвоздями, которые сбывают в Ярославль, Нижний Новгород и другие города.
Промышленность жителей уезда состоит: в ковке разных сортов гвоздей, сковород, наковален, поддосок (полоска из металла, укрепляемая под тележной осью, этакое примитивное подобие подшипника. – А.М.), лопаток, топоров, сошников, кос, серпов, котлов; в жжении древесного угля для кузниц; в заготовлении строевых и дровяных лесов; в собирании бересты и ивовой коры, в выделке кож и овчин; в сидке дегтя и смолы; в валянии из шерсти шляп и зимней обуви. Некоторые уходят на заработки в другие уезды и в береговые извозчики для тяги судов”.
В других заметках, относящихся к началу прошлого столетия, сообщалось: “Наиболее распространенный в городе промысел – торговля; торговлей занимаются 145 человек, затем некоторые из жителей занимаются ремеслами, как-то: сапожных мастерских – 15, портняжных мастерских – 12, столярных мастер-
ских – 8, кузнецов – 7 и проч. Многие из жителей г. Череповца занимаются службой в различных учреждениях, как в казенных, так и в частных”.
Да, действительно, сапожных мастерских в городе было многовато. Правда, их произведения пользовались странной славой. Они даже вошли в припевку:

Церепаны, подлеци,
Шьют худые сапоги.
Сапоги худые шьют –
Даром денежки берут.
Это нелюди сапожники.

Правда, больше всех любили эту песенку сами “нелюди” – мастера сапожных дел.
Существовали и другие промыслы. В городе даже выпускали специальные череповецкие календари. Цель была самая что ни на есть благородная – “дать череповецкому жителю возможность иметь, кроме обычных, даваемых общими календарями сведений, те местные, в которых постоянно встречается надобность для житейского обихода”.
Но самым главным промыслом конечно же была торговля. Город славился своими ярмарками: “Здесь бывают три годовые
ярмарки, а именно: 1) в Троицын день, 2) сентября 25, 3) ноября 26 и продолжаются по двои и трои сутки. Сверх того каждую неделю по пятницам приезжают купцы из городов: Вологды, Кириллова, Устюжны, Белозерска и Романова и тех уездов, равно и Череповецкого жители, летом водою по реке Волге и Шексне, а зимою сухим путем привозят вещи в деле золотом и серебром, шелковые товары, сукна и прочее к употреблению нужное для дворянства, а более для крестьян; за сим хлеб, масло, всякое съестное, харчевое, кожевенное и всякую посуду, в деле железо”.
Главная площадь в самом центре города носила гордое название Торговой. Поначалу она представляла из себя огромное пространство, заставленное лишь возками и палаточками предприимчивых купцов. Но в 1890 году здесь появилось первое “теплое” здание гостиного двора, а вскоре площадь сделалась, по сути, перекрестком, ограниченным четырьми зданиями, предназначенными для торговли.
Лавки сделались магазинами. Но, правда, торговали в них все тем же лавочным ассортиментом. На витринах бок о бок друг с другом лежали продукты, иконы, подсвечники, мыло, чернила, чернильницы. Что ж, жителям Череповца это и впрямь было удобно.
Прогресс ломился в здешние торговые ряды. Рекламы зазывали: “Последняя новость! Из настоящего африканского золота. Непозолоченные. Новоизобретенные карманные мужские или дамские часы из настоящего африканского золота. Пользуйтесь редким случаем! При заказе пяти штук часов сразу прилагается бесплатно один изящный музыкальный ящик с музыкой и зеркалом “Симфония”, играющий разные пьесы лучших композиторов!”
Тем не менее ушлые черепане не спешили тратиться на золото с черного континента. А “ящику с музыкой” предпочитали гармошку – особую, череповецкую. От всех остальных она отличалась размером – маленькая, больше похожая на муфту. По всей России их прозвали “черепашками”, здесь же, на родине, уважительно именовали гармонью. И череповецкая торговля проходила под задорное звучание этих не вполне серьезных музыкальных инструментов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru