ПОДРОСТКИ В ГОРОДЕ
Лето. Время активного превращения
приютских, детдомовских и домашних детей в
единую армию беглецов. Ловцов беспризорного
счастья, хлеба и зрелищ, безграничной свободы.
Их неудержимо тянет на юг, к морю и в большие
города. Особенно в Москву. Никакие милицейские
зачистки подвалов, вокзалов и трасс не спасают.
Свою лепту в борьбу с беспризорностью решили
внести и студенты московских вузов. Вместо
обычной практики на производстве они вышли на
улицы столицы. И вот что из этого получилось…
Красивая сказка об уличной жизни
Похоже, она одна на всех, и каждый
беспризорник зазубрил ее наизусть
Студенты от общения с
беспризорниками ожидали большего. Несколько
приуныли. Работа оказалась не просто долгой, но и
в большинстве случаев не слишком результативной.
Максимум, чего они добились, – красивых сказок об
уличной жизни.
Освоив в течение нескольких дней навыки общения
с беспризорными, пройдя тесты и решив, что рейды
им по плечу, будущие преподаватели начальных
классов студентки четвертого курса Московского
государственного открытого педагогического
университета имени Шолохова Елена Чернохвостова
и две ее подружки смело отправились на Киевский
вокзал и Дорогомиловскую площадь.
Самостоятельный розыск беспризорных детей
вначале складывался у них не слишком удачно: один
из милиционеров, завидев трех симпатичных
барышень в одинаковых желтых жилетах, кинулся
проверять их документы и выяснять, что они тут,
собственно, несколько часов ищут. Документы
вернул, “обрадовал”: мол, буквально на днях
закончилась очередная милицейская зачистка
беспризорников и скорее всего здесь их сегодня
отыскать не удастся. Но есть вероятность, что они
еще остались у Курского вокзала. Студентки на
слово милиционеру не поверили. Тщательно
обшарили вокзал и нашли у касс пригородных
электричек стайку ребят. Среди них выделялся
симпатичный десятилетний пацан.
– Нас поразил его затравленный взгляд, и одет он
был очень бедно, – призналась Елена
Чернохвостова. – Мы как-то сразу прониклись его
незатейливой историей про родителей, которые
сильно били мальчишку и во всем отказывали, из-за
чего он и сбежал из дому. Мы дали ему листок с
телефонами помощи и доверия. А он стал просить
снабдить его деньгами или хотя бы что-нибудь
купить. Получив отказ, он вежливо поблагодарил
нас за поддержку и убежал.
Как же мы струхнули, когда к нему подходили. Это
как экзамен был. Нас предупреждали, чтобы мы
вопросы только в определенной
последовательности задавали, иначе беспризорник
может замкнуться. Например, нельзя просто
спросить: “Есть ли у тебя родители?” От этого
якобы ребенок сразу может уйти в себя и на
остальные вопросы не ответит. Но мне кажется, что
такой неправильный вопрос ему никак не повредит.
Опросив мальчишку по правилам, мы обрадовались,
что все получилось с первого раза: и человеку
помогли, поскольку он явно в нашей поддержке
нуждался, и все про него узнали (сможем анкету
заполнить), и ни один вопрос не забыли. Если кто-то
из нас запинался, тут же другой подхватывал, как
по цепочке. Ну, думаем, не зря на практику сходили.
А чуть позже оказалось, что маршруты у нас каждый
раз новые и по нашему спустя пару дней пошла
другая группа. Естественно, она отловила того же
мальчишку (у каждого ребенка свое насиженное
место), он назвался по-другому, иную легенду
сочинил: сирота, тетка-пьяница квартиру продала,
его на улицу выгнала. И чему верить? И чем мы ему
помогли, спрашивается? За две недели практики
каждый студент-волонтер от одних и тех же
пятерых–семерых беспризорных разные сказки
услышал.
Уличных ребят, на мой взгляд, было мало. Наверное,
из-за милицейской зачистки: опытные попрятались,
а новичков, которых к нормальной жизни можно
быстрее вернуть, повылавливали. От этого и
практика наша не задалась. Мы-то думали, что
убедим ребят уйти с улицы, дадим рекомендации, ну
или хотя бы чуть улучшим их не совсем
привлекательную да и небезопасную жизнь. На деле
оказалось, что им наша помощь не нужна. И ходили
мы не столько помогать, сколько слушать их сказки.
А рассказчики они мастерские!
Тринадцатилетний подросток с Комсомольской
площади, у него такая характерная родинка возле
верхней губы, рассказывая нам историю про свою
“работу”, насобирал целую толпу ошеломленных
слушателей. Еще бы! Он, оказывается, запросто
“берет” кассы продавцов хот-догов и мороженого.
Причем среди бела дня, когда выручка большая.
Похвастался: ежедневный доход от этих проделок –
по триста – пятьсот рублей. Кассу “берут” три
человека: один что-нибудь у “жертвы” покупает,
другой отвлекает, третий грабит “банк” сзади.
Рассказчик уверял, что продавцы ничего не
успевают замечать.
Другой уличный мальчик настолько увлекся
рассказом о своей биографии, что назвался
внебрачным сыном одного из английских принцев, а
пробирался он с исторической родины в Москву
через чеченский и палестинский плен, вот как!
– Некоторых просто заслушаешься, – сказала
однокурсница Елены Чернохвостовой Ирина Коняева.
– Мне только вначале немного боязно было. Почему-то
казалось, что можно чем-то от них заразиться или
пострадать от их агрессии. Нас же предупреждали:
близко к ним не подходить! Но все оказалось не так
уж и страшно. Уличные дети проявляли явный
интерес к волонтерам, правда, только до тех пор,
пока не узнавали, что денег за свои рассказы не
получат. После этого они на нас вообще внимания
не обращали. Так и заканчивалась большая часть
наших душеспасительных бесед. Самыми
“уловными” местами служили Курский вокзал и
Комсомольская площадь.
Разговоры о возвращении беспризорников с улицы в
детдома или к родителям ни к чему не привели: то
ли практика слишком коротка, то ли сама идея
неперспективная. Единственно, в чем от нашей
практики польза, так это в статистических данных:
уличных детей, обитающих в одних и тех же местах и
в одной одежде круглый год, теперь с нашей
помощью легко вычислить. Тем не менее практика не
прошла даром. Это был хороший урок на будущее,
чтобы ни своих детей до такого состояния не
довести, ни будущих воспитанников.
А студентка четвертого курса МГАУ с факультета
инженерной психологии Виктория Воробьева
добавила: “Это, конечно, большой опыт общения с
трудными детьми, нам, будущим психологам, он
очень пригодится в дальнейшей успешной работе. В
рейдах мы учились находить подход к каждому
ребенку, завоевывать доверие, симпатию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|