Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ПОДРОСТКИ В ГОРОДЕ

Лето. Время активного превращения приютских, детдомовских и домашних детей в единую армию беглецов. Ловцов беспризорного счастья, хлеба и зрелищ, безграничной свободы.
Их неудержимо тянет на юг, к морю и в большие города. Особенно в Москву. Никакие милицейские зачистки подвалов, вокзалов и трасс не спасают.
Свою лепту в борьбу с беспризорностью решили внести и студенты московских вузов. Вместо обычной практики на производстве они вышли на улицы столицы. И вот что из этого получилось…

Красивая сказка об уличной жизни

Похоже, она одна на всех, и каждый беспризорник зазубрил ее наизусть

Студенты от общения с беспризорниками ожидали большего. Несколько приуныли. Работа оказалась не просто долгой, но и в большинстве случаев не слишком результативной. Максимум, чего они добились, – красивых сказок об уличной жизни.

Освоив в течение нескольких дней навыки общения с беспризорными, пройдя тесты и решив, что рейды им по плечу, будущие преподаватели начальных классов студентки четвертого курса Московского государственного открытого педагогического университета имени Шолохова Елена Чернохвостова и две ее подружки смело отправились на Киевский вокзал и Дорогомиловскую площадь. Самостоятельный розыск беспризорных детей вначале складывался у них не слишком удачно: один из милиционеров, завидев трех симпатичных барышень в одинаковых желтых жилетах, кинулся проверять их документы и выяснять, что они тут, собственно, несколько часов ищут. Документы вернул, “обрадовал”: мол, буквально на днях закончилась очередная милицейская зачистка беспризорников и скорее всего здесь их сегодня отыскать не удастся. Но есть вероятность, что они еще остались у Курского вокзала. Студентки на слово милиционеру не поверили. Тщательно обшарили вокзал и нашли у касс пригородных электричек стайку ребят. Среди них выделялся симпатичный десятилетний пацан.
– Нас поразил его затравленный взгляд, и одет он был очень бедно, – призналась Елена Чернохвостова. – Мы как-то сразу прониклись его незатейливой историей про родителей, которые сильно били мальчишку и во всем отказывали, из-за чего он и сбежал из дому. Мы дали ему листок с телефонами помощи и доверия. А он стал просить снабдить его деньгами или хотя бы что-нибудь купить. Получив отказ, он вежливо поблагодарил нас за поддержку и убежал.
Как же мы струхнули, когда к нему подходили. Это как экзамен был. Нас предупреждали, чтобы мы вопросы только в определенной последовательности задавали, иначе беспризорник может замкнуться. Например, нельзя просто спросить: “Есть ли у тебя родители?” От этого якобы ребенок сразу может уйти в себя и на остальные вопросы не ответит. Но мне кажется, что такой неправильный вопрос ему никак не повредит.
Опросив мальчишку по правилам, мы обрадовались, что все получилось с первого раза: и человеку помогли, поскольку он явно в нашей поддержке нуждался, и все про него узнали (сможем анкету заполнить), и ни один вопрос не забыли. Если кто-то из нас запинался, тут же другой подхватывал, как по цепочке. Ну, думаем, не зря на практику сходили. А чуть позже оказалось, что маршруты у нас каждый раз новые и по нашему спустя пару дней пошла другая группа. Естественно, она отловила того же мальчишку (у каждого ребенка свое насиженное место), он назвался по-другому, иную легенду сочинил: сирота, тетка-пьяница квартиру продала, его на улицу выгнала. И чему верить? И чем мы ему помогли, спрашивается? За две недели практики каждый студент-волонтер от одних и тех же пятерых–семерых беспризорных разные сказки услышал.
Уличных ребят, на мой взгляд, было мало. Наверное, из-за милицейской зачистки: опытные попрятались, а новичков, которых к нормальной жизни можно быстрее вернуть, повылавливали. От этого и практика наша не задалась. Мы-то думали, что убедим ребят уйти с улицы, дадим рекомендации, ну или хотя бы чуть улучшим их не совсем привлекательную да и небезопасную жизнь. На деле оказалось, что им наша помощь не нужна. И ходили мы не столько помогать, сколько слушать их сказки. А рассказчики они мастерские!
Тринадцатилетний подросток с Комсомольской площади, у него такая характерная родинка возле верхней губы, рассказывая нам историю про свою “работу”, насобирал целую толпу ошеломленных слушателей. Еще бы! Он, оказывается, запросто “берет” кассы продавцов хот-догов и мороженого. Причем среди бела дня, когда выручка большая. Похвастался: ежедневный доход от этих проделок – по триста – пятьсот рублей. Кассу “берут” три человека: один что-нибудь у “жертвы” покупает, другой отвлекает, третий грабит “банк” сзади. Рассказчик уверял, что продавцы ничего не успевают замечать.
Другой уличный мальчик настолько увлекся рассказом о своей биографии, что назвался внебрачным сыном одного из английских принцев, а пробирался он с исторической родины в Москву через чеченский и палестинский плен, вот как!
– Некоторых просто заслушаешься, – сказала однокурсница Елены Чернохвостовой Ирина Коняева. – Мне только вначале немного боязно было. Почему-то казалось, что можно чем-то от них заразиться или пострадать от их агрессии. Нас же предупреждали: близко к ним не подходить! Но все оказалось не так уж и страшно. Уличные дети проявляли явный интерес к волонтерам, правда, только до тех пор, пока не узнавали, что денег за свои рассказы не получат. После этого они на нас вообще внимания не обращали. Так и заканчивалась большая часть наших душеспасительных бесед. Самыми “уловными” местами служили Курский вокзал и Комсомольская площадь.
Разговоры о возвращении беспризорников с улицы в детдома или к родителям ни к чему не привели: то ли практика слишком коротка, то ли сама идея неперспективная. Единственно, в чем от нашей практики польза, так это в статистических данных: уличных детей, обитающих в одних и тех же местах и в одной одежде круглый год, теперь с нашей помощью легко вычислить. Тем не менее практика не прошла даром. Это был хороший урок на будущее, чтобы ни своих детей до такого состояния не довести, ни будущих воспитанников.
А студентка четвертого курса МГАУ с факультета инженерной психологии Виктория Воробьева добавила: “Это, конечно, большой опыт общения с трудными детьми, нам, будущим психологам, он очень пригодится в дальнейшей успешной работе. В рейдах мы учились находить подход к каждому ребенку, завоевывать доверие, симпатию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru