Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЕЛЫ

А что после вуза?

Наконец в новой стране нашлось место и для интеллигентного человека. На рынке труда сегодня особо ценится интеллигентность

Мнения московских студентов о факторах жизненного успеха
(% ко всем ответившим в
1995/ 2000 г.)

Природная одаренность, способности     37,5/ 33,7
Связи, поддержка влиятельных лиц, знакомства     57,9/ 64,4
Предприимчивость, находчивость    43,1/   49,4
Трудолюбие, добросовестность    31,5 / 27,3
Качественное образование    43,4/ 34,7
Везение, удачное стечение обстоятельств     23,8/ 27,4
Умение устраивать свои дела всеми доступными средствами    15,6/ 15,6
Материальная поддержка родителей, родственников     10,0/ 12,2
Перспективная специальность    24,7/ 23,8

Нынешнее «всеобщее» высшее образование – совсем новый феномен, имеющий так мало общего с высшим образованием, каким оно существовало в России на памяти последних нескольких поколений, что оценивать его по традиционным меркам бессмысленно. На сцену постиндустриальной России в самые ближайшие годы выходит многочисленная группа новых выпускников. Особого рода высшее образование будет одним из ее признаков и вполне особого рода интеллигентность – другим.
На каких именно рабочих местах хотят и собираются трудиться молодые люди, получившие современное высшее образование? Все предпочитаемые занятия относятся к сфере новой экономики в России. Они появились как реальные места приложения труда около десяти лет назад и тут же стали предметом острого влечения для молодых людей. Не только заработки, которые были существенно выше, чем в традиционном госсекторе, но и многие атрибуты этих профессий оказались очень привлекательными в молодежной среде.
От старой парадигмы профессий и занятий (врач – учитель – рабочий – военный) к новой (бизнесмен – менеджер – юрист) совершает переход все общество. Высшее образование оперативно откликнулось на этот спрос. Как утверждают участники групповых дискуссий, давно уже наступило перепроизводство по этим профессиям (экономист – менеджер – юрист). Точнее, говорят, что «хороших все равно мало, а так их пруд пруди». Но опрошенные студенты в большинстве случаев (42%) обучались по этим специальностям и в основном были уверены, что в своих городах они найдут себе рабочие места.
На смену прежней системе народного хозяйства, имевшей точкой отсчета интересы ВПК, пришла новая, ориентированная преимущественно на производство услуг. К менеджерам в этой сфере предъявляется принципиально иной набор требований. Соответственно сместились и ценности в рамках нового института высшего образования. Ценность высшего образования как таковую признают 60–80% молодых людей, а получение настоящего высшего образования, на чем основана суть классической высшей школы, делают главным приоритетом 6–8%.
Если говорить не о статистике реального распределения выпускников вузов, а учитывать расхожие мнения о том месте, где им действительно придется работать, речь в основном идет именно о сфере услуг, сервисах и тому подобном. Не в одном городе мы слышали формулу «менеджер секции мягких игрушек». Здесь звучит взрослая ирония не столько в адрес занятия, сколько по поводу детских надежд стать крутым бизнесменом.
В групповых дискуссиях люди подробно объясняли, почему, на их взгляд, работодатели во всех случаях ориентируются на людей с высшим образованием. Именно выпускники вузов проходят через фильтр – цивилизационный, этический: работник должен быть носителем новой трудовой этики («в вузах учат порядочности»), дисциплины, а также быть «социально предсказуемым».
«Другие манеры, манера общения: не перебивают, без мата, как на заводе… Работодатель хочет быть уверен, что девушка не наделает ошибок, что грамотная, что разговаривает прилично…»
«Диплом для работодателя – показатель культуры: будет общаться с клиентом на другом уровне, вежливо, интеллигентно».
То видение интеллигенции, образованных людей, из-за которого им и предлагают рабочие места в сфере услуг, в известной мере повторяет черты, которые эти люди и ценят в себе прежде всего. Недаром так часто звучат слова «интеллектуальность», «интеллигентность», «порядочность».
«Работодатели правильно делают – общий уровень, способности, интеллигентность… в состоянии делать выводы, принимать решения».
«С высшим больше знает, умеет учиться, интеллектуальное развитие… если смог получить, значит, он более способный, умный, эрудированный – там философия, этика».
«Способности обучаться больше, развиваться… интеллектуальность. Может быть, порядочности больше… Высшее образование плохого не дает…»
В любом случае речь идет о таких чертах, как порядочность, мягкость, готовность встать на позицию партнера, уважение к писаному слову, знанию и так далее.
Новые принципы офисной и сервисной культуры во взаимоотношениях с клиентом в наших условиях должны отличаться от наших старых моделей обслуживания потребителей примерно в той же мере, в какой стилевое решение интерьера (евроремонт) отличается от облика советских учреждений обслуживания.
Известная практика тащить у барина, у государства, обсчитывать клиента с точки зрения бытовой культуры советских людей, сохранившей эти нормы с дореволюционных времен, не есть проявление нечестности или нарушение нравственности, но, напротив, проявление одобряемой ловкости, заботы о «своих». Всерьез приняла заповедь «не укради» не только у своих, но и у чужих лишь небольшая часть отечественной публики – именно интеллигенция (речь не идет о том, что она честна, а народ, наоборот, нечестен – тут разные понимания честности).
А вот никаких специальных знаний, за редким исключением, от работника не требуется. Все необходимое он узнает в обучении внутри фирмы под присмотром работодателя. От работника требуются не знания, а способность их усвоить. Другими словами, от учебного процесса в вузе он должен сохранить не его содержательные результаты, а сам навык учиться, усваивать знания.
Многие преподаватели говорят о «демотивированности» современных студентов как о беде самых разных вузов. В так называемых элитных вузах молодых людей, действительно стремящихся получить некие знания, больше, чем в вузах, по общему мнению, слабых, но доля немотивированных студентов и в дорогих заведениях достаточно велика. Возможно, одна из причин в том, что специальные знания выпускнику могут вообще не пригодиться. И тут дело не в том, что выпускник собирается обмануть работодателя фиктивными «корочками», а в том, что его специальные знания работодателя часто мало волнуют.
Судя по нашим групповым дискуссиям, получение специальности перестает быть основной целью вуза. Цель – максимальная адаптация, настрой на непрерывное обучение.

Алексей ЛЕВИНСТОН, Ольга СТУЧЕВСКАЯ
Аналитический центр Юрия Левады

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru