Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
НАХОДКА

Самый древний корабль...

...обнаружили в Кувейте. Ему семь тысяч лет

Британско-арабскую экспедицию, руководимую археологом Робертом Картером из Лондонского университетского колледжа, ждал неожиданный успех в местечке Ас-Сабийя на территории Кувейта. В пустынной местности на севере страны она обнаружила остатки древнейшей лодки.
Собственно, “плавсредства” там не было: в развалинах каменного сарайчика лежали аккуратно размещенные крупные пластины смолы, низ которых сохранил очертания морских моллюсков – того самого ракушечного обрастания, с которым сегодня борются моряки всего мира. В смоле также запечатлелись отпечатки тростника, из которого был сделан корпус судна.
Несколько странным представлялось то, что от места находки до морских берегов расстояние не столь уж маленькое, а кругом – пустыня и болота. Но геологи подтвердили, что тысячелетие назад рядом плескались волны Персидского залива. Химический анализ показал: лодку смолили более 7 тысяч лет назад, что делает ее на 2 тысячи лет древнее, чем любое другое известное доселе морское судно.
Открытие говорит о существовании весьма ранних торговых и культурных связей между “первоначальными” цивилизациями – месопотамской, зародившейся на берегах Тигра и Евфрата (нынешние территории Кувейта и Ирака), и лежавшей по другую сторону Персидского залива в глубине континента – хараппской, в долине Инда (сегодняшний Пакистан). До сих пор для специалистов оставалось загадкой, каким образом характерные гончарные изделия, явно сработанные в древнем Междуречье, оказывались в поселениях, находящихся на расстоянии сотен километров к югу, например на западных берегах Персидского залива. Теперь это находит себе объяснение...
Внимательное рассмотрение 22 пластин ас-сабийской “просмолки”, состоящей из природного битума-асфальта (недаром богатейшие залежи нефтепродуктов характерны для Аравийского региона!), позволило различить в них отпечатки канатов, веревки и тщательно скрепленных ею связок тростника, обладающего в сухом виде высокой плавучестью. Возраст этой находки никто сомнению не подвергает.
Очевидно, древние кувейтские судостроители занимались своим делом всерьез и профессионально. Битум для смоления доставлялся из местности, расположенной почти в 100 километрах от “верфи”. Причем в дело шел он не в чистом виде, а замешенным с другими ингредиентами: рыбьим жиром, толчеными кораллами и т.п. То же можно сказать и об оманских судах, опущенных на воду тремя тысячами лет позже.
Руководитель экспедиции Роберт Картер полагает, что район Ас-Сабийя в то время был полуостровом и служил первым естественным местом захода судов, следовавших из речной системы Тигра и Евфрата. Сперва здесь был как бы лагерь для моряков, место отдыха и пережидания дурной погоды, а потом возникла постоянная деревня, состоявшая из каменных строений, где жили профессиональные судоремонтные и судостроительные “рабочие”. В пользу такой гипотезы свидетельствуют найденные здесь недавно каменные орудия, обломки глиняных сосудов и украшений, произведенных руками как месопотамских, так и убейдских мастеров: очевидно, население тут было смешанным и включало в себя и выходцев с берегов Тигра и Евфрата, и неолитических предков нынешних арабов. Последние, вероятнее всего, были в основном кочевниками, а месопотамцы – уже “горожанами” и возделывателями почвы.
Британский археолог Джоан Оутс из Кембриджского университета считает, что месопотамцы приплывали в район Персидского залива, чтобы обменять свои гончарные изделия на выловленную здесь морскую рыбу, а возможно, и на жемчуг (ведь рядом тот самый легендарный остров Ормуз, который под именем “Гурмыза” воспевает наш Садко: “Возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай!..”). Позже, уже к середине III тысячелетия до н.э., их потомки вели меновую торговлю оманской медью, получая за нее товары, произведенные даже в далекой долине Инда.
Настоящая регулярная торговля, проводившаяся “в оба конца” через Аравийское море, началась примерно лишь через 3 тысячи лет после того, как на свет появилась смоленая кувейтская лодка. Именно чтобы доказать ее мореходные качества, итало-французская экспедиция, возглавляемая археологом Маурицио Тоси из Болонского университета, достраивает ныне 14-метровое судно из проложенного асфальтом тростника. Они намерены “заставить” его нести груз до 8 тонн.
Французы с итальянцами, ощущая недостаток информации, уже решили не изготовлять паруса из ткани или шерсти, а заменить эти материалы тростниковыми матами. Что касается просмолки, то тут на помощь пришел римский университетский археолог Франко д’Агостино, который специально посетил одну деревушку около Басры на юге Ирака, где битум все еще используют для создания водонепроницаемого лодочного дна. Ученый взял там образцы этого материала, зафиксировал методику и все это передал участникам будущего плавания. В Ираке же подобная практика – на грани исчезновения: подболоченные местности, где она применялась, сейчас осушаются...

Б. СИЛКИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru