Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

ЕГЭ: удар по объективности

Скандал в Республике Мордовии.
Завышенные результаты в Якутии... Тенденция налицо?

Схлынула июньская волна единого государственного экзамена. Все выпускники школ сдали ЕГЭ, в том числе те, кто по различным обстоятельствам должен был пройти тестирование в резервные дни. Эти дни оставлены для тех, кто был болен. Или для тех, чьи результаты по разным причинам были аннулированы. Как правило, по причине недобросовестности взрослых. Однако в некоторых регионах, где выпускникам светила явная пересдача из-за того, что организаторы нарушили процедуру ЕГЭ, повторный экзамен решили не проводить. Чтобы избежать скандала.
Как уже писало “ПС”, инспектора, направленные в Республику Мордовию Центром тестирования, обнаружили, что на ЕГЭ по математике учителя подсказывали выпускникам, разрешали им пользоваться шпаргалками и мобильной связью. Группа инспекторов из Саратова потребовала признать экзамен в столице Мордовии недействительным. Группа инспекторов из Нижнего Новгорода предложила присвоить данной процедуре статус “ЕРЭ” (единого республиканского экзамена, который будет действителен только для вузов Республики Мордовии).
Федеральная служба по надзору в сфере образования оказалась перед дилеммой: либо аннулировать результаты ЕГЭ в нескольких ППЭ города Саранска, либо не обращать внимания на отчеты четырех независимых групп инспекторов.
Аннулировать результаты ЕГЭ в последний год эксперимента – значит идти на общественный скандал. Противники ЕГЭ будут говорить: “Мы это предвидели”. Пострадавшие при аннулировании результатов ЕГЭ сядут писать гневные письма президенту и правительству.
Чтобы не бросать тень на идею единого госэкзамена, руководители эксперимента предпочли другой путь: принять результаты ЕГЭ в Саранске с оговоркой. Иначе говоря, результаты выпускников, набравших подозрительно высокие баллы, скопом не аннулировать, а сравнить со школьной успеваемостью и общими успехами абитуриентов.
Руководители эксперимента по ЕГЭ знали, что делали.
Им наверняка была известна история, произошедшая весной 2004 года в нескольких улусах Республики Саха (Якутия) во время централизованного абитуриентского тестирования.

По технологии централизованное тестирование во многом схоже с ЕГЭ. Главное отличие – полная добровольность. Дети по собственному желанию выбирают экзамен, вуз по собственному желанию засчитывает результат этого экзамена. Большая часть вузов России принимает сертификаты ЦТ.
В Якутии есть только один республиканский университет, где на всех желающих просто не хватает мест. Поэтому жители отдаленных улусов ориентируют своих детей на сдачу централизованного тестирования. Сертификаты ЦТ принимают практически все вузы Восточной Сибири – даже те, где еще не очень-то жалуют свидетельства о сдаче ЕГЭ. Кроме того, в некоторые города (например, Иркутск) жителям Якутии добираться едва ли не ближе, чем в столицу республики Якутск.
Это предисловие. А история такова. Весной этого года Центр тестирования Минобразования РФ провел в Якутии очередное тестирование. Результаты кое-где оказались подозрительно высокими. Копнули глубже, выявили нарушения. В нескольких пунктах проведения ЦТ высокие баллы школьников пришлось аннулировать. Детям предложили пройти процедуру тестирования снова. Разумеется, если захотят.
Обидно, но виноваты взрослые, так безалаберно организовавшие экзамен.
Родители учеников сели писать гневные письма.
Из письма министру образования и науки РФ и Президенту РФ В.В.Путину (очередность перечисления именно такая. – С.К.) от родителей выпускников 2004 года Пеледуйской средней общеобразовательной школы:
“Просим обосновать решение Центра об аннулировании результатов абитуриентского тестирования по русскому языку и математике учащихся 11 классов Пеледуйской средней школы Республики Саха (Якутия)… Ни в одном документе нам не прочли, что учащиеся не имеют права набрать более семидесяти процентов от первичного балла (родители, плохо разбирающиеся в тонкостях тестирования, имеют в виду 70 тестовых баллов. – С.К.). Нигде мы не услышали, что могут аннулироваться результаты тестов или когда-либо были аннулированы за предыдущие годы тестирования (здесь авторы письма тоже ошибаются: результаты по некоторым пунктам ЦТ в той же Якутии аннулировались в 2003 году. – С.К.)”.
Что такое Пеледуйская школа? В ней 692 учащихся, 60 выпускников 2004 года, которые не хотели бы, как сказано в письме их родителей “сидеть в глубинке, валить лес в тайге, сплавлять плоты и пасти стада оленей”. Поселок Пеледуй находится в отдалении от районного центра, города Ленска (180 км), Якутска (1200 км), Иркутска (1300 км) и прочих городов Восточной Сибири.
“Мы, родители, – продолжают авторы письма к Президенту России, – приложили все силы, чтобы наши дети получили глубокие, прочные знания по предметам. Труд школьных учителей, наши затраты на репетиторов, обучение детей в заочной школе “Авангард” города Москвы, на подготовительных курсах для поступления в вузы города Томска, Новосибирска, Иркутска, участие в школьных, районных олимпиадах оправдались результатами абитуриентского тестирования...
Нам сделали унизительное предложение о повторном абитуриентском тестировании, – негодуют отцы и матери выпускников, – накануне государственных экзаменов на аттестат, не принимая при этом во внимание, что наши дети и так перенесли большие психологические и физические нагрузки, участвуя в аттестационном и абитуриентском тестировании”.
Похоже, дело тут вот в чем. Повторное централизованное тестирование проводилось бы, конечно, в присутствии инспекторов. Их цель – не позволить учителям подсказывать выпускникам. Баллы участников ЦТ оказались бы ниже. А значит, прости-прощай поступление на некоторые факультеты.
“Затраты родителей, труд учителей, старания детей – все сведено к нулю, – продолжают родители в письме к министру образования и Президенту РФ. – Нанесено оскорбление недоверием Центра тестирования каждому ученику, унижена его личность и достоинство. Центр тестирования принизил профессиональные качества учителей… Недостоверность результатов тестирования вами не доказана и является оскорбительным обвинением в адрес учителей нашей школы и тестируемых учащихся”.
На этом история в Пеледуйской средней школе не закончилась. Жалобы на аннулирование результатов ЦТ следом за родителями сели писать учителя.
Вот что сообщают начальнику РУО Ленского района Н.С.Олесовой администрация и педагогический коллектив Пеледуйской средней общеобразовательной школы. Педагоги возмущены: «Администрация считает своим долгом защитить честь не только учащихся, но и школы. В школе выработана система подготовки учащихся к тестированию...
С начала 2003/04 года, – объясняют учителя высокие баллы своих питомцев, – ученики 11 классов были нацелены на сдачу ЕГЭ как обязательного экзамена по русскому языку и математике. Для старшеклассников были организованы факультативы, на которых велась целенаправленная подготовка к поступления в вузы посредством различных форм: ЕГЭ, централизованного тестирования, устного и письменного экзаменов… Пятеро одиннадцатиклассников принимали участие в работе “Зимней интеллектуальной школы” в г. Ленске, трое заняли призовые места в конкурсе сочинений “Прекрасен тот, кто мать свою воспел”. Из 34 учащихся, чьи результаты были аннулированы, 23 имеют персональные компьютеры и используют для обучения специальные учебные программы, некоторые берут уроки у репетиторов».
Администрация школы доказывает: “Таким образом, выводы о недостоверности результатов абитуриентского тестирования юридически не обоснованы, не подкреплены фактами, чисто субъективны и являются грубейшим нарушением прав человека”.
Ничего себе страсти кипят из-за ЦТ, которое является процедурой сугубо добровольной и никого ни к чему не обязывает!
Теперь представьте, что в июне этого года где-нибудь были бы аннулированы результаты ЕГЭ!

А вот какие доводы приводит в свое оправдание человек, ответственный за проведение ЦТ в Якутии, а следовательно, за все нарушения, произошедшие при централизованном тестировании в республике.
“В пункты №... – пишет в Центр тестирования С.Н.Додока (Якутский институт дистанционного образования), – были направлены независимые наблюдатели, заключившие непосредственно со мной контракт о проведении контролирующих мероприятий… И данные люди просто не допустят ситуации нарушения инструкций… Я понимаю удивление результатами, находясь в Москве, но за пункты №... я лично отработала дополнительно людьми и средствами… В улусе ситуация по ЦТ находится под личным контролем и строгим учетом начальника управления образования. И все директора работают только согласно приказам и инструкциями”.
Одним словом, все прекрасно, хотя в некоторых пунктах проведения экзамена, продолжает С.Н.Додока, инспекторы поймали учителей Х и Y за подсказкой детям.
Далее ответственная за проведение ЦТ в республике переходит к делу: “Прошу восстановить результаты ЦТ следующих выпускников данного пункта: ученица Х – призер улусной олимпиады по физике 2002/03 года, ученик Y – постоянный слушатель физико-математического форума “Ленский край”, ученица Z – постоянный участник улусных олимпиад по математике и информатике”.
Откуда в городе Якутске взялись интимные подробности о жизни детей в поселке за 1200 километров? Информация об обладателях высоких баллов была запрошена у администрации школ. А те переадресовали вопрос… учителям. Иными словами, тем самым людям, которые по настоянию родителей целенаправленно готовили выпускников к поступлению в вузы.
Чтобы не подвергать сомнению высокие баллы детей, пеледуйские учителя сообщили Якутскому институту дистанционного образования, что все в полном порядке: “Y – постоянный слушатель”, а “Z – постоянный участник улусных олимпиад”. Из сообщения ясно: успехов-то у Y и Z как раз не наблюдается. Иначе их достижения были бы громогласно озвучены перед начальством.
Имена победителей районных олимпиад можно при большом желании откопать в приказах РУО (хотя никто и никогда этим заниматься не будет, особенно в Москве, во время ЕГЭ). Но информацию об участниках районных олимпиад, тем более о слушателях заочных форумов, искать нереально.
Пеледуйский инцидент поучителен. Эта маленькая и, в сущности, нелепая история рассказывает нам, в какую сторону неизбежно будет развиваться общероссийский ЕГЭ.
Похоже, не независимые предметные комиссии, не Центр тестирования, не региональные РЦОИ и не Федеральная служба по надзору и образованию будут играть ключевую роль в определении баллов на едином и независимом госэкзамене.
Эта прерогатива после введения ЕГЭ сохранится за РУО и администрацией школы. Так, столкнувшись с нарушениями на ЕГЭ в Мордовии, Федеральная служба по надзору в сфере образования не нашла иного выхода, как запрашивать местных руководителей об успеваемости того или иного ученика.
Создатели ЕГЭ пришли к тому, от чего бежали.
Именно школе придется отдать право в спорных случаях решать, кому из выпускников сохранить набранные на ЕГЭ баллы. Это позволит недобросовестным работникам их завышать: достаточно сообщить в Москву о мнимых или во всяком случае не поддающихся проверке успехах абитуриентов. А какой простор для сведения счетов с “неудобными” учащимися или их родителями.
Кстати, при такой системе районные и городские руководители образования не будут заинтересованы в том, чтобы объективно, с соблюдением всех инструкций проводить процедуру ЕГЭ. Ведь чем больше Москва усомнится в объективности ЕГЭ, тем больше у чиновников будет шансов повлиять на высокие оценки “нужных” учеников. Они сделают это постфактум, с помощью ведомственной переписки. И попробуй с помощью какой-нибудь независимой и объективной процедуры проверить данные, которые они сообщат!
Кажется, теперь ЕГЭ подходит к логическому концу.
Круг замкнулся.

Светлана КИРИЛЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru